Смерть

mort_13 mort_noblet

Тринадцатый Аркан говорит сам за себя: это изображение гниения. Оно присутствует везде в алхимических текстах и гравюрах, мы находим лучшие примеры этого у Василия Валентина в Четвёртом Ключе — Clef IV, из «Двенадцати ключей мудрости» и в эмбл. IX Philosophia Reformata Милиуса. Но можно было бы также перечислить другие примеры [Rosaire des Philosophes показывает превосходную картинку открытой могилы; та же эмблема L, наконец, в Atalanta fugiens, и т.д.]. Итак, это именно фаза разложения материи, соответствующая чёрному этапу Делания, из которого Маргерит Юрсенар извлекла название для своего знаменитого романа (французская писательница, 1903-1987, «знаменитый роман» — это, по всей видимости, «L’Œuvre au noir», за который она получила премию «Фемина»; дословно название переводится как «Чёрный цвет Делания», но в официальном русском переводе он назван «Философский камень»). Это разложение проявляется, уверяют нас алхимики, в любом начале работы; ещё следует разобраться, о каком разложении они говорят, поскольку Жорож Бретон, в Clefs de la Philosophie Spagyrique [Paris, Jombert, 1772] учит, что есть не менее четырёх типов гниения в Делании. Вот два их них, относительно которых мы уверены полностью, что они действительно соответствуют разложению, даже разделению: подготовка Ртути, во второй стадии Делания, требует присутствия соли калия, что извлекаются из реакции обычной селитры и купоросной кислоты: Основание выпадает на дно реторты в форме более-менее очищенного Arcanum duplicatum или форме слоя серы, а в сосуде образуются видимые пары aqua sicca (сухой воды) (см. раздел винный камень). Это разделение, важно отметить, не то же самое, о котором обычно идёт речь у герметистов; истинное разложение то, которое происходит в начале третьего этапа Делания, когда взятые вещества вот-вот подвергнутся Страстям. Об этом мы говорили, когда упоминали Офферуса, христианского Геракла. Это чисто технический момент. Герметист видит в Тринадцатом Аркане — иначе называемом Жнецом — одну из великих тайн, и, в этом мы присоединимся к теме, хорошо продуманной в кабале, этот Аркан имеет небесный характер более развитый, чем другие. Отметим, что скелет имеет телесный цвет, способ обозначить цель Делания, которая есть новое воплощение Серы. Также эти цвета должны напоминать нам способ использования Аркана: коса цвета крови, неизбежный результат открытия металла, который выпускает свою душу, в зависимости от тепловой мощи, с которой на него воздействуют в горне. Под ногами Смерти мы видим две части Ребиса, очевидно отделённые мгновенно; под ногой — голова женщины, в стороне, в углу рисунка — мужчины. Уже здесь обозначено будущее размещение частей недавнего Ребиса: женщина будет помещена в землю и сформирует Тело Камня; мужчина сохранится в особой связи, оставаясь соединённым с Ртутью, прежде чем пробьёт час нового воплощения, которое свершится под знаком Стрельца, после затишья в период Водолея. Заметим ещё, что королевская природа Ребиса обозначена с помощью короны, которую носит Василевс. Лицо женщины имеет черты, не тронутые совсем смертью, и это верно, так как любовь продолжается и по ту сторону могилы. Сайлиани Патрик Смит (Cyliani Patrick Smith), в Hermès Dévoilé («Гермес разоблачённый)» очень на этом всём настаивает. К несчастью студенты перепутали в трактатах то, что действует через влажный метод, и то, что через сухой. Или, всё указывает на это, как мы повторяли много раз, Делание, согласно нашим предположениям, не может явить себя кроме как сухим путём: именно здесь разлад в позициях Мастеров, которые считают, что возможны многие способы… Но есть лишь одна вещь, в которой можно быть уверенными: в маленьком мире алхимиков воскрешение существует. Папюс увидел здесь «символ трансформирующего принципа, эквивалентного металлическим семенам, приготовленным и связанным (их гроб, их астральное действие, откуда выходит новая эволюция)».
Также хорошо было бы увидеть в этом Аркане не столько неизбежную судьбу, которая ждёт нас всех, но обновление, воскрешение, как об этом свидетельствуют процессы, особенно в алхимии, возвращения к изначальному состоянию (реинкрудацию).