Звезда

20-etoile_flornoy
Чтобы закончить описание этой карты, приведём продолжение интерпретации Жоржа ле Бретона стихотворения Жерара де Нерваля:
«Строка №3
Моя единственная звезда мертва. Карта XVIII, именуемая Звездой.
Кур де Жебелен пишет:
«№18 Летний зной. Здесь мы имеем перед глазами картинку не менее аллегорическую и абсолютно в египетском духе; она именуется Звездой. Мы видим здесь, действительно, сияющую Звезду, вокруг которой расположены семь звёзд поменьше. Нижняя часть картинку занята женщиной, опирающейся на одной колено, держащей две перевёрнутые вазы, из которых текут две Реки. В стороне от женщины — бабочка на цветке. Это чисто египетская картинка во всём. Эта совершенная Звезда есть Летний зной, или Сириус: Звезда, что восходит, когда Солнце выходит из созвездия Рака. […] Семь Звёзд, что окружают её и делают её похожей на сердце, — это Планеты: она, в некотором роде, их Царица, поскольку она фиксирует момент начала года, они, кажется, пришли получить указания насчёт правил их движения вокруг неё». (374-375).
Нерваль уточняет: «Моя единственная звезда мертва», делая этот персонаж уникальным, отделяет «эту совершенную Звезду», эту Царицу, от «семи звёзд поменьше», что окружают её.»
Но слева от женщины на дереве не бабочка [хотя бабочка нашла своём место в герметическом бестиарии, см. Fontenay]. Здесь нам нужно уточнить кабалистическую линию, что мы выявили раньше [Atalanta fugiens, XLIV; XXVII], но которая позволяет нам придавать многие смыслы слову «сурьма», истинному змею моря алхимии: выражение «единственная звезда» по-гречески — ανθοζ μονοζ, фонетическая близость которой к металлоиду (полуметаллу) достаточно очевидна, чтобы перейти от одного к другому. Это соединение сурьмы и свинца, о котором говорит Артефий и которое алхимики называют Свинец Философов; именно оно формирует большую лучистую звезду; оно даёт смысл жесту, с которым девушка переливает содержимое двух сосудов в реку, которая есть без сомнения Ахерон.
«Древние считали Ахерон рекой подземного мира, которую души мёртвых должны были пересечь на лодке Харона, следуя к месту их постоянного пребывания».
Это то, что позволяет установить переход и связь между Семнадцатым Арканом и Пятнадцатым и Шестнадцатым Арканами. Эта связь была рассмотрена Карнейру, написавшим буквально следующее:
«Леди Умеренность, обнажённая и бескрылая, выливающая содержимое сосудов в ручей голубой, как тело Дьявола, — вот наш Аркан Звезда, один из самых наполненных символическими деталями».
То есть двойная связь, с одной стороны, между небесным аспектом, сияющим на этой карте в буквальном смысле, и, с другой стороны, аспектом «плутоническим», на который нам намекает подземная река. Харон, как перевозчик, принимает и черты Офферуса. Наконец, ничто не мешает нам увидеть Астрею — молодую женщину, которая заняла своё место среди звёзд.
[Справедливая и добродетельная, эта дочь Зевса и Фемиды — Справедливости — жила среди смертных в счастливом золотом веке; это верно было перед тем, как царствование Сатурна изменило золотой век, то есть перед рождением Феникса. Когда человеческая душа была развращена, то есть когда она просто была воплощена, Астрея вместе с сестрою Скромностью, сменила место жительство и, под именем Девы, оказалась на небе среди звёзд.]
Эта связь, весьма кабалистическая, между Скромностью (Умеренностью) и подземным миром кажется нам возможной из-за созвучия между греческими αιδωζ — «Умеренность» и αιδωνευζ — «Аид, подземный мир».

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2