О происхождении карт

Нужно отметить, что ни один из козырей этих колод не перекликается с восточными учениями, напротив, они напоминают только о христианстве. Все колоды очевидно имеют общее происхождение. Существует серия из 50 гравюр, известных под именем Таро Мантеньи: это своего рода энциклопедия в эстампах, или скорее урок морали, который, несмотря на свою завуалированность, легко читаем. Из 50 карт Мантеньи мы находим 15 в Венецианском Таро и 20 во Флорентийском, из чего с очевидностью можно заключить, что между этими колодами есть близкое родство. Без сомнения можно возразить, что Мантеньи мог составить свой альбом, будучи вдохновлённым картами Таро; но можно считать неоспоримым факт, что если бы первые карты были современниками рисунков Мантеньи, то без колебаний их изобретение приписывали бы ему. Если мы рассмотрим более внимательно то, что неправильно назвали «Таро» Мантеньи, мы не найдём в них оригинального произведения, но лишь копию более старых рисунков, которые, воспроизводимые только миниатюристами, до изобретения техники гравюры были слишком дорогими чтобы, как нам кажется, печататься во многих экземплярах. Первое издание альбома Мантеньи было в 1470 году; в 1485году мы видим второе издание; около 1540 года мы встречаем его имитацию; наконец, в начале 17 века, в 1616 году изображения Мантеньи, достаточно искажённые, правда, продолжают служить прототипами для гравюр книги загадок, остроумных шуток, рисунки которой, впрочем, заимствованы уже у самих Таро. Мы видим, что эти альбомы были достаточно распространены. Остаётся решить, заимствовал ли Мантеньи сюжеты своих альбомов у Таро или же это Таро были копиями с подобных альбомов, но более старых, чем альбомы Мантеньи. Все последовательности событий свидетельствуют в пользу последнего предположения, поскольку почти невозможно допустить, что подобное произведение, имеющее внутреннюю логику, могло бы иметь источником микс рисунков Таро. Другой сильный аргумент исходит из наименований Таро, которые они носили в Италии до середины 15 века; их печатали под двумя именами: карты и «naïbis», которые, кажется, означают две разные вещи; карты были простой колодой, лишенной системы Таро, «naïbis» — имеющей эту систему. Под названием «naïbis» нужно понимать также две вещи; текст 1329 года почти не оставляет в этом сомнений; в нём советуется ребёнку играть не в кости, но в «naïbis». Как можно было бы рекомендовать игру, против которой при каждом удобном случае выступали все проповедники и грозили играющим в неё адским огнём?

10 tarot_italien
Оборот итальянской колоды Таро 16-го века: причудливый и витиеватый

Очевидно то, что были два вида «наибов» и Таро, те, что преследовала церковь как наиболее опасные азартные игры, и «наибы» совершенно невинные, игра для отдыха и развлечения, та, что должна была стать оригиналом, по отношению к которому Таро Мантеньи не больше, чем копия. Действительно, текст конца 14 века говорит нам о колоде, состоящей из раскрашенных изображений, с которой забавлялся в детстве герцог миланский Филипп-Мария Висконти, и описание которой согласуется с альбомом Мантеньи. Итак, мы считаем, что эти альбомы, направленные на обучение и развлечение детей, нужно рассматривать как источник происхождения карт; и более того, именно итальянцам нужно приписывать их изобретение. Что касается времени изобретения карт, итальянский летописец 15 века, который, впрочем, приписывает его арабам, фиксирует появление карт в Италии в 1379 году. Недавно найденный документ сообщает нам, что в это время карты уже использовались при дворе в Брабанте (http://ru.wikipedia.org/wiki/Брабант). Последний документ бесспорно достоверен: это фрагмент счёта брабантского сборщика, и в этих же счетах мы не видим никакого упоминания карт до 1379 года, напротив с началом этого времени о них говорят чаще всего, и кажется именно на это время мы должны указать, как на время изобретения карт. Почти немедленно колоды карт, из которых Таро были самыми сложными, модифицируются в самой Италии, затем приходят во Францию, будучи уже достаточно близкими к тем, что используются сегодня; только, тогда как в Италии и Испании сохранились старинные наименования числовых серий Таро, во Франции они были адаптированы и стали червами, бубнами, пиками и трефами; эту адаптацию уже не раз пытались объяснить, но приемлемое объяснение так и не было дано. Французские карты имеют также ту особенность, что некоторые из них повторяют французских персонажей: так, два валета Гир и Гектор есть два хорошо известных персонажа. По крайней мере, первый — точно (Гир — Ля Гир, Этьенн де Виньолль (Étienne de Vignolles), спутник Жанны д’Арк); второй, что более сомнительно, был капитаном гвардии Людовика XI. Также часто упоминают о Давиде — Карле VII, и Рашель Аньес Сорель (фаворитка Карла VII).

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2