Антисистемы Гумилёва

Учение

Ну вот, мы и дошли до одного из главных кусков. Мы остановились на том, что «ведь нельзя сказать, что к приятию негативного взгляда на мир побуждает ухудшение бытовых условий или экономические затруднения». Гумилёв развивает эту мысль дальше.

«И ведь не только бедствия и обиды приводили неофитов в антисистемы. Люди часто жили плохо, но не везде и не всегда. Бурные периоды сменялись спокойными, но обывательская затхлость мирной сельской жизни действовала диалектически и создавала последствия, противоположные предпосылкам. Когда пассионарного юношу кормили досыта, но запрещали ему что-либо делать или логично размышлять, он искал применения своим затаенным силам. И находил их в проповеди отрицания, не обращая внимания на то, что поставленная перед ним цель — фантазия. Сказка и миф рождались повседневно. Против них были бессильны строгие выводы науки в практические прогнозы действительности. В I тыс. они увлекали людей всех стран, кроме Руси и Сибири, где антисистемы не сложились».

Отметим этого юношу. Собственно, описывается трагедия интеля, выросшего среди буржуа. Такой интель будет ненавидеть окружающую реальность, оправдывая свои эмоции той или иной идеологией. В общем, из него уже можно лепить бомбиста, шахида или исполнителя иного рода.

«Последнее легко объяснимо. Для появления устойчивой антисистемы необходимы два параметра: упадок, например момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса. Пусть даже обе системы будут перед началом процесса положительными, творческими, как в плане экологии, так и в аспекте культуры. Совмещаясь, они порождают антисистему, явление побочное, возникающее помимо воли участников. Поскольку Сибирь и Древняя Русь были ограждены от посторонних, нежелательных воздействий до XIII в., то идеи, чуждые мировоззрению их обитателей, если и попадали в северные леса Евразии, то не могли там укорениться».

Догадываетесь, куда он ведёт? 😉

«Нами была предложена концепция этноса как поля биофизических колебаний с определенной частотой или ритмом. Теперь она находит подтверждение. Когда два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно«.

Опять то же самое. Смесь двух несовместимых этносов рождает диссонанс, какофонию. Это вызывает у людей сильное чувство дискомфорта, перетекающее в ненависть к жизни. А там до соответствующей идеологии недалеко.

«Поставим вопрос так: что общего между (…)? По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике — ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы, — жизнеотрицание, выражающаяся в том, что истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг к другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть — ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть — Бога не признают, значит, не перед кем держать отчет, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях использовать ту и другую«.

Ну вот это и есть антисистема. Бога нет; души нет; нет посмертного бытия, и нет греха. Убивая других людей, ты лишь избавляешь их от мучений. Нет истины, а значит, можно свободно использовать в своих целях любую пропаганду и дезинформацию. Вообще, можно творить любое зло — если цель благая.

«Надо отдать должное средневековым людям: они были последовательны, и потому их речи звучали очень убедительно. Действительность подчас была столь ужасна, что люди готовы были «броситься» в любую иллюзию, особенно в такую логичную, строгую и изящную. Ведь войдя в мир фантасмагорий и заклинаний, они становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне убеждены. А то, что им ради ощущения свободы и власти над окружающими надо было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы, как карматам, их совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую имели в весьма ограниченных пределах, находясь в той или иной позитивной системе. В ней закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмерные с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю, но зато он давал им возможность наносить максимальный вред ближним. А это было так приятно, так радостно, что можно было и жизнью пожертвовать«.

Стройная, логичная идеология, которая способна всё объяснить, и чтобы стать своим, нужно всего навсего плюнуть на крест.
Но, говорит Гумилёв, отметьте, что в нормальном обществе («позитивной системе»), при всём его несовершенстве, у личности есть определённые права, связанные с законом, обычаями и обязанностями. В антисистеме — ничего подобного. Там нет закона, только воля вождей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 3 из 14 ): « Предыдущая12 3 45 ... 14Следующая »