Антисистемы Гумилёва

В этом контексте хочется вспомнить историю с памятником Иуде, который Троцкий якобы поставил в Свияжске. Видимо, тоже поступал в согласии с совестью.

«Следовательно, движение исмаилитов не было классовым, равно как и движения катаров, богумилов и павликиан. Последние отличались от исмаилитства лишь тем, что не достигли политических успехов, после которых их перерождение в феодальные государства было бы неизбежно.

В свете этих соображений ведущие советские историки отказались от определения исмаилизма как социального протеста. Е. А. Беляев указал, что исмаилиты не возглавляли антифеодальную борьбу крестьян, а использовали ее в своих целях».

Не возглавляли, но использовали в своих целях, именно.

«В самом деле, если бы манихеи достигли полной победы, то для удержания ее им пришлось бы отказаться от разрушения плоти и материи, т. е. преступить тот самый принцип, ради которого они стремились к победе. Совершив эту измену самим себе, они должны были бы установить систему взаимоотношений с соседями и с ландшафтами, среди которых они жили, т. е. принять тот самый феодальный порядок, который был естественным при тогдашнем уровне техники и культуры. Следовательно, они перестали бы быть самими собой, а превратились бы в собственную противоположность. Но это положение в данном случае было исключено необратимостью эволюции. Став на позицию проклятия жизни и приняв за канон ненависть к миру, нельзя исключить из этого свое собственное тело. Поэтому собственная гибель была неизбежным следствием отрицания материи. И все равно происходила ли она в бою с христианами, или от аскетизма, или от распутства, конец был один. Странная это концепция, но последовательная.

Отсюда видно, что манихейские общины могли существовать лишь при наличии позитивной творческой культуры и за счет создаваемых ею ценностей. Эта антисистема как бы паразитировала в телах тех этносов, куда она проникала, разрушала их и гибла вместе с ними».

Итак. Если антисистема побеждает, она вынуждена частично отрекаться от собственных идеалов, налаживать порядок, естественный на текущем уровне техники и культуры (для двадцатого века это будет государственный капитализм), выстраивать отношения с соседями, искать позитивные идеалы в прошлом подконтрольного этноса (что изначально не предполагалось). Чтобы выжить, антисистема должна эволюцинировать в сторону нормального общества, но это, в свою очередь, противоречит идеологии антисистемы и её сути. В итоге — распад. «Приняв за канон ненависть к миру, нельзя исключить из этого своё собственное тело».

История Хазарии

А сейчас пойдёт самый жир. История Гумилёвской Хазарии. Повторяю, что считаю это не научным исследованием, но сознательной сатирой/антиутопией.

«В 491 г. Иран постигли засуха, связанный с нею недород и налет саранчи. Шах Кавад открыл государственные амбары с зерном, но это не предотвратило народных волнений. И тогда один из вельмож, Маздак, предложил шаху свою концепцию спасения государства. Она была дуалистична, но в ней, в отличие от манихейства, «царство света» наделялось качествами воли и разума, а «царство тьмы» — качеством неразумной стихии. Отсюда вытекало, что существующая в мире несправедливость — следствие неразумности и исправить ее можно средствами разума: введением равенства, уравнением благ (т. е. конфискацией имущества богатых и разделом его между маздакитами) и… казнями «сторонников зла», т. е. тех, кто был с Маздаком не согласен«.

Как обычно. Исправим жизнь силой разума, отберём у людей их собственность и убьём всех, кто с нами не согласен.

«Система подкупала безукоризненной логикой, и шах поддержал Маздака. Но как было отличить сторонников света от защитников мрака? Только по их личному заявлению! И тут пошла в ход ложь. Маздакиты, взяв власть в свои руки, развернули массовый террор, а шах стал в их руках марионеткой. В 496 г. Кавад бежал от своих министров к эфталитам, вернулся с войском и занял престол, но маздакиты продолжали занимать должности вокруг престола и расправляться с неугодными людьми, как с чужими, так и друг с другом. Только в 529 г. царевич Хосрой собрал войско из людей, обиженных маздакитами, привлек на свою сторону саков и повесил Маздака, а его сторонников закапывал в землю живыми. Ожесточение партий было так велико, что уцелевшим маздакитам пришлось бежать на Кавказ, ибо ни эфталиты на востоке, ни византийцы на западе их не принимали».

Ещё одна черта антисистемы, кроме тотальной пропаганды. Террор, причём направленный в том числе против своих. Любой «позитивной системе» такой подход кажется противоестественным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 8 из 14 ): « Предыдущая1 ... 67 8 910 ... 14Следующая »