Человечки Лефевра: проблематика Добра и Зла
Для носителей первой этической системы основой политической теории является представление о том, что в ситуации, когда невозможно гарантировать безупречное поведение всех элементов системы, жёсткую структуру нужно дробить на части. «Умные договорятся, а дураков нужно разделить». Хорошо, когда все дураки думают по-разному; если все дураки начнут думать одинаково, за них будет думать Антихрист. Если объединить все сомнительные элементы в единую жёсткую структуру (через «*»), то рано или поздно — скорее рано, чем поздно, — эта структура будет заражена злом и начнёт производить зло. Если разбить структуру на несколько независимых центров или группировок, связанных через «+», то одни элементы обратятся ко злу, другие — к добру. Между ними возникнет конфликт, но так добро сильнее зла, в этом конфликте победит добро. Пока хотя бы один элемент системы остаётся на стороне добра, он всё ещё может вызвать перезагрузку системы и вернуть её на сторону добра (1 + 0 + 0 + 0 + 0 = 1, сколько бы нулей там не было.) Такая система рухнет, только если зло заразит все элементы одновременно, а это, в свою очередь, маловероятно.
Поэтому первую этическую систему обвиняют в том, что она ведёт к «атомизации» общества, то есть отбирает у людей жёсткие связи, вынуждающие их слепо подчиняться друг другу.
И потому идеалом общества, построенного на принципах первой этической системе, стали: разделение властей, с тремя независимыми ветвями власти; не меньше двух правящих партий; независимые СМИ. И да, рыночная экономика, куда же без неё. Так жили в Первом замке.
Во Втором замке ситуация была иной. Для обитателей второго замка «*» означало вражду, отказ от сотрудничества, а «+», наоборот, тесную связь. И все их интерпретации были полной противоположностью интерпретаций обитателей первого замка, хотя строились на одних и тех же формулах. Оценка системы из трёх элементов для них звучала так: лучший вариант — когда все элементы дружат между собой (a + b + c); если это невозможно, один из участников должен стать посредником между двумя конфликтующими сторонами, или они должны признать его в качестве арбитра ((a * b) + c ). Худший из вариантов — война всех против всех, полная аномия.
Таким образом, основой политической теории для носителей второй этической системы является представление о том, что в ситуации, когда невозможно гарантировать безупречное поведение всех элементов системы, эту систему необходимо объединить в жёсткую структуру, исключающую свободу манёвра для отдельных элементов. «Дураков надо строить», дураков нужно приучить думать одинаково.
[Идеальное состояние общественной материи в рамках второй этической системы — это советская армия. Да, я не удержусь и снова процитирую свой любимый сборник:
«Армия — это коллектив. Коллектив дружный, крепкий, в котором люди всегда на виду друг у друга, вместе живут, учатся, несут службу, отдыхают. Взвод, рота, полк за годы службы становятся солдату родным домом. Нужно ли говорить, какие огромные возможности создаёт это для воспитания человека в коллективе, чтобы не на словах, а на деле повсеместно стало правилом: ответственность каждого перед коллективом и ответственность коллектива за каждого!»
Генерал армии А. А. Епишев, «Воспитание воина-гражданина», в сборнике «Проблемы революции в военном деле» (1965).
А в чём сила советской армии? В том, что в советской армии все думают правильно, то есть одинаково:
«Советская военная доктрина как бы спаяла весь наш воинский организм единством взглядов на характер стоящих перед страной задач военного строительство, способов их решения и методов боевой подготовки войск».
Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов, «Новый этап в развитии вооружённых сил и задачи обучения и воспитания войск», там же.
Для общества второго замка это даёт следующее. Общество — это коллектив. Коллектив дружный, крепкий, в котором люди всегда на виду друг у друга, вместе живут, учатся, работают, отдыхают. Общество — это и есть дом родной. Это создаёт огромные возможности для воспитания человека в коллективе, согласно правилу: ответственность каждого перед коллективом и ответственность коллектива за каждого! И весь этот общественный организм спаян всеобъемлющей политической доктриной, задающей единство взглядов на характер стоящих перед обществом задач, способов их решения и методов подготовки человеческого материала.]
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11