Юг. Дополнения

==========

 

Крылов, формулируя свой идеал патриотизма:

«Настоящий правильный патриотизм состоит совсем не в этом. А в спокойном, даже угрюмом, понимании того, что
а) есть наши, и есть враги;
б) своих — какие бы они ни были — надо любить и делать им хорошо;
в) врагов — опять же, какие бы они ни были — надо ненавидеть и по возможности делать им плохо.

Как ни странно, но нормальная обывательская реакция на жизнь обычно бывает совсем даже обратной. То есть — «своим» обычно срут, перед «чужими» же (и — особенно — перед врагами) заискивают и кланяются.

На самом деле «благородный муж» (да жэнь) отличается от «подлого человечка» (сяо жень) ровно одним. Благородный делает добро друзьям, и наказывает врагов. Подлый же поступает наоборот».

Вот это и есть Южная этика. Крылова частично извиняет то, что он писал это по поводу терракта на Дубровке; но это не отменяет того факта, что его тогдаший идеал — Юг, Первая этическая система. Обратите внимание, что в качестве главной отрицательной эмоции, отличающей достойного человека от недостойного, нам предлагают пофиг, безразличие, равнодушие к своему. (В то время как для Востока это будет страх, для Запада — зависть, для Севера — ненависть.)

И далее, Крылов пишет:

«При этом не стоит думать, что у «подлого» нет на то причин. Напротив, они есть, и они весьма весомы. «Свой» на то и свой, что «всё стерпит». Поэтому ему можно гадить, на него можно срать, ему можно врать. «Чужой» же, напротив, ничего терпеть не будет, особенно если он враждебно настроен… Чужого надо ссать. А ссать — значит уважать. Для сяо жень «ссышь значит уважаешь» — непреложная истина…

В результате мы имеем вот что. Папа плохой: не купил «лисапет». Мама плохая — не пустила вечером гулять. Мальчик Серёжа хороший — у него кулачищи во какие, а не убил, даже бил не сильно, а потом «взял в компанию»…»

Сравните со следующими фантазиями о крутости:

В «северной этике» временные формулы выглядят как «сегодня другие не должны делать мне то, чего я не делал им вчера» и «завтра другие не должны делать мне то, чего я им не делаю сегодня». В виде мема эта позиция известна как «а мог бы и полоснуть«. Иными словами, «у меня была возможность полоснуть вас, но я этого не сделал — и вы не имеете права полоснуть меня». «Я могу полоснуть вас, но я этого не делаю — и у вас не будет такого права завтра».

Если кто не понял — эта формула освещает кажущееся противоречие советской «борьбы за мир». Идеологическая упаковка этого дела мне неинтересна, а вот само поведение здесь именно что сумма «я могу вас полоснуть + я этого не делаю». Парады, ракеты, впечатление невообразимой мощи, военное присутствие где ни попадя (при этом с минимумом «горячих» конфликтов) — и искренние уверения в том, что Советский Союз стремится к миру. Миру мир, ага. Конечно, это исходило от «северного полюдья», а не от тех этических систем, которые должны были его ограничивать… тем не менее, «северный» способ сказать «я хороший» именно таков: «я не делаю (не делал) тебе неприятностей, которые вполне могу (мог бы) сделать».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 6 из 7 ): « Предыдущая1 ... 45 6 7Следующая »