Юг. Дополнения
Любопытно, как эта формула проявляется в «боях за историю» с лимитрофами. Можно достаточно уверенно говорить, что теория «советского блага» — «советская власть сделала вам много добра» — потерпела в них поражение. Причины указаны выше — теории «западного блага» противостоять невозможно в принципе, она системообразующая для целого «цивилизационного блока», а «советское благо» — это так, наспех состряпанное объяснение, привязанное к (уже? ещё?) плохо сформулированной идеологии, не обеспеченной никакими государственными ресурсами (идеология «советизма» даже в РФ явной поддержкой властей не пользуется). Совершенно разые весовые категории.
И вот — в «боях за историю» зазвучали уже правильные с точки зрения «северной этики» возражения: «с вами по-доброму обошлись, хотя можно было и не по-доброму, а как полагается»; с выходом на аргументы и «как» полагается (часто с примерами с того же самого Запада), и «почему» полагается (с разрушением картины невинных суверенных пусичек, изобиженных красными охальниками).
Такой подход теорию «западного блага» не кроет, но и она его не кроет, ибо они равно самодостаточны. С этой позиции сбить невозможно. В отличие от позиции «советского блага»».
Только это не Северная этика. Это мечта о том, чтобы стать мальчиком Серёжой, которого все боятся, абсолютно «южная» по сути своей мечта. «Я же тебе не отмудохал, а мог! Отмудохал, но не до смерти! А мог вообще убить… Как за что? Было за что! Я тебе, считай, жизнь спас, ты теперь мне по гроб жизни обязан». При этом (см. выше), даже в Южной этике подобный подход работает только с самыми жалкими и подлыми (то есть слабыми) её носителями.
И ещё в тему «ссышь, значит уважаешь»:
«Во-вторых, усилить мотивации по страху и безразличию субъекта к нам. То бишь субъект должен понимать, что налезать на русских — это игра с сильно ненулевой суммой. Если хотите, должно даже изобрести какой-нибудь культ излишнего применения силы, не обязательно военной».
Сравните (из «Поведения«):
«Если совместить представление о добре и принцип: «делай другим то же, что они тебе», получим понятие о добре, как оно функционирует в рамках Первой этической: делай другим больше, чем они сделали тебе».
Повышение ставок является этичным во всех этических системах, но только на Юге речь идёт об усилении «ответно-превентивных действий». Мы можем бить наших недругов сильнее, чем они бьют нас, можем бить их заранее, но за рамки Южной этики всё равно не выйдем.