Скифы, шашки, революция

Скифы, шашки, революция и Анахарис 04

Посмотрев внимательно на новые шашки, Токсарис был восхищён. Тут же мудрецы сели за шашечницу. Игра была интересной и имела много особенностей. Вскоре Токсарис сказал: «При таких шашках на шашечнице надо убрать чёрные линии. Пусть все линии новой шашечницы будут только красными или розовыми, и пусть текут только светлые мысли. Тогда между играющими будет всегда мир и дружба! Пусть эллинистические шашки несут людям только радость!» За игрой мудрецы понимали, что там в Скифии эллинистические шашки наведут на серьёзные размышления о переустройстве скифского общества самих «восьминогих» и рабов. Это пошатнёт устои наследственности царской власти, знати и богатеев. Начнутся непредсказуемые грозные действия. Поэтому ещё за игрой побратимы решили, что там в Скифии в такую игру можно играть осторожно и тайно только с теми, кто даст клятву Ветру и Мечу, что сохранит игру в тайне. Мудрецы закончили играть в эллинистические шашки только тогда, когда стало темнеть на дворе.

Возвратившись на родину, Анахарсис сыграл в эллинистические шашки только с одним воином — Савмакисом…»

У Анахарсиса было четыре набора шашек, двух цветов — белого и стального. Он придумал игру, в которой использовались все четыре варианта простых шашек — «воины», «землепашцы-скотоводы», «выборщики от воинов», «выборщики от землепашцев-скотоводов», плюс дамка, выборный царь. Отдельно стоит отметить, что, судя по расстановке фигур, Анахарсис стоял на позициях народников и находился в плену соответствующих иллюзий. А ещё, если отталкиваться от сюжета книги, то получается, что Анахарсис действительно всё время пытался изобрести шахматы — с этими «выборщиками», «дротиками», «копьями» так далее. Другое дело, что из этого ничего не вышло, так как он так и не смог дойти до идеи, что каждая фигура должна ходить своим, уникальным образом.

Мне кажется, в этой истории хорошо всё. И наивный маркетинговый ход, по которому шашки, выдуманные скифом для Скифии, получают имя «эллинистических». И предположение, что простой народ, увидев эти шашки, не выдержит и взбунтуется — настольная игра, как политический манифест. И опасения Анахарсиса по поводу гадателей — опасения оправданные, потому что именно гадатели его в конце и погубили. Ведь, в свою очередь, гадателям было, на что злиться — в социальной структуре идеального общества по Анахарсису жреческое сословие просто отсутствует. Есть воины, есть производители, есть руководство, которое выбирается из воинов и производителей и сохраняет солидарность с породившим их классом, и всё.

Кого я обманываю? Меня даже язык этого автора прикалывает, он так пишет по-русски, будто переводит с какого-то иностранного (украинского? психопатологического?).

Да. Кончается всё тем, что Анахарсис решил опытным путём проверить, как громкая музыка воздействует на человеческую психику. Этот эксперимент его и погубил.

«На следующий день Анахарсис стал мечтать о применении музыкальных сигналов в скифском воинстве. Захватив с собою тимпан, кимвал и самодельный рог, Анахарсис отправился на скалу Гилею. Взобравшись на неё, мудрец ударил колотушкой по тимпану, а затем по кимвалу, при этом он внимательно всматривался в слушающих людей. Ещё будучи в Греции, Анахарсис наблюдал обычай созывать народ на праздники богов плодородия, земледелия и виноделия музыкальными сигналами. Так на торжественном празднике, который устроили кизикяне в честь Матери богов — Кибелы, где Анахарсис приобрёл эти музыкальные инструменты, музыка исполнялась на тимпане (барабан) и кимвале (литавры — медные тарелки). Теперь ударив ещё раз колотушкой по ним, он почувствовал, что чужеземная музыка разнеслась далеко. Тогда он достал рог и затрубил в него. Звуки рога разнеслись ещё дальше. Мудрец видел, как всадники, бросив водопой коней на Ахилловом Беге (так скифы называли реку Салгир), направились к мудрецу послушать чужеземную музыку.

Но Анахарсис ещё не знал, что за его спиной также услышали варварскую музыку в городище и в царском дворце. Первыми рассвирепели недруги, поняв, что всему виной был Анахарсис. Вскоре разъярённая толпа из царской знати и злых гадателей, во главе с воеводой обступили раздражённого царя Савлия, требуя наказать Анахарсиса за предательство, за варварские звуки и прочую эллинизацию. Услышав новые варварские звуки, они ещё громче заголосили: «Он призывает к нам варваров и они погубят нас!» — кричали они царю. Раздражённый царь Савлий вскочил на коня и помчался к Гилее. Там он увидел стоящего на скале Анахарсиса, который быстро махал рукой и бил колотушкой по варварским инструментам. Страшный шум и гул стоял в ушах Савлия. Остановив своего скакуна, царь окликнул брата, но тот вновь замахнулся и грохнул по тимпану. Царь в гневе пускает ядовитую стрелу в брата. Анахарсис поворачивается, но сражённый стрелой падает со скалы и разбивается уже мёртвым. Так погиб наш великий предок, поразивший своих соплеменников необычной музыкой и шашками…

Гадатели, постоянно разжигавшие военные конфликты с соседними странами и междоусобные столкновения, совершили акт Пилата (?! — Г.Н.) над Анахарсисом. Царь Савлий (он же вождь), убив своего брата Анахарсиса по ложному доносу, запретил по всему царству дуть в рог и играть в шашки на красных полях с выборным вождём или царьком. И все, кто был замечен в этом, уничтожались на месте. Так закончили свою короткую жизнь и эллинистические шашки, в которых впервые воплотилась утопия — мечта о создании нового, справедливого государства на территории Крыма».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 5 из 8 ): « Предыдущая1 ... 34 5 678Следующая »