Человечки Лефевра: проблематика Добра и Зла
(автор: gest)
(2015 год)
Я никогда не напишу всего, что мне надо написать, вот чисто физически.
Но помимо всего прочего, я хотел бы как-нибудь поговорить и о Лефевре, который Владимир Лефевр, автор концепции двух этических систем, этики компромисса и этики конфликта. Я о нём периодически упоминал и упоминаю. Он, кстати, тоже имеет определённое отношение к текущим темам.
Главная проблема с рассказом о теории Лефевра состоит в том, что он сам свою историю начал с середины — где два замка, бумажные человечки, дракон и всё такое. И человек неподготовленный, столкнувшись с чем-то подобным, первым делом решит, что это какой-то наркоманский бред.
Возможным прологом были бы слова самого Лефевра из его интервью журналу «Вопросы философии»:
«Когда я говорю, например: «Индивид испытывает импульс страдания», то не имею в виду реального человека или реальное страдание. Более того, я не говорю о каком-то абстрактном страдании. Я имею в виду особое внутреннее состояние моих кукол. Грубо говоря, модель есть всегда копия. Кукла есть модель человека. У человека есть рука, и у куклы есть рука, хотя и игрушечная. И мы часто используем игрушечную руку для того, чтобы лучше понять руку человеческую. Я пошёл дальше и снабдил куклу игрушечной душой и игрушечными страданиями. Кукольная душа столь же далека от человеческой души, как пластмасса — от человеческого тела.
Теоретическая работа — всегда создание игрушек, приносящих, однако, реальный результат».
Да, Лефевр сам себе худший враг. Серьёзно, он так говорит о своих идеях, расхваливая себя и своё общецивилизационное значение, что в них вообще разбираться не хочется. Тем не менее, сами идеи, как я уже не раз говорил хороши и интересы.
В этой фразе он выразил суть своего подхода. Его «бумажные человечки» — это умозрительные модели, обладающие рудиментальной, упрощённой программой этический суждений. Тем не менее, поведение этих моделей позволяет задуматься о более сложном поведении намного более сложных существ, то есть нас.
Итак, жили-были бумажные человечки…
Вообще, по жанру это должен был бы быть философский комикс, с картинками и разговорами. Но что есть, то есть.
Человечки жили в замке, он же Город, потому что для человечков замок и был городом.
Однажды человечки решили определить для себя, что есть добро и что есть зло, и вывести на основании этого какие-либо строгие правила этики. Вернее, какие-то представления об этике у них уже были, а тут они решили их формализировать.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11