Torg: танец аксиом

Если два косма накладываются друг на друга, возникает портал или, скорее, зона. Как правило, это не дырка в невидимом заборе, а некая протяжённая в пространстве территория, принадлежащая обоим мирам одновременно. На этой территории, в нормальном случае, значение аксиом соответствует максимальному значению в обоих мирах. Если контактируют мир «технологический» и «магический», то в зоне контакта будет работать и техника, и магия — просто пришельцы из технологического мира будут истолковывать увиденное в своих терминах («мы не знаем, как это работает, у нас таких технологий пока нет»), а из магического — в своих («крутая у них магия!»). А вот вынести из зоны работающий арефакт не получится.

Естественно, существование такой зоны нарушает Всезакон Единства и вызывает Вероятностную Бурю. Это нечто вроде иммунной реакции косма на вторжение чужеродной реальности. В качестве «антител» косм выбирает отдельных носителей разума и заряжает их вероятностной энергией, превращая их в Рыцарей Бури. Рыцари Бури должны ликвидировать прорыв и закрыть портал. Если в «соседних» космах уже есть действующие Рыцари, то их тоже начинает тянуть к зоне наложения двух космов. Рыцарей Бури как раз и должны отыгрывать игроки в «Торг».

Так как Рыцарь Бури заряжен вероятностной энергией, он создаёт вокруг себя вероятностый «пузырь», позволяющий избегать противоречий. У каждого Рыцаря Бури, в этом смысле, своя реальность, он может в определённых пределах игнорировать аксиомы косма, в пределах которого он пребывает, и таскать на себе «невозможные» артефакты. Благодаря этому, игроки могут прыгать по разным мирам, набирая там разные плюшки и прокачиваясь в сторону «ниндзя-копа с киберпротезами» или «мага с пулемётом и гранатами».

Технологическая аксиома регулирует доступный в этом мире уровень техники. Тут всё понятно. От палки-копалки до нашего нынешнего уровня, и от нынешнего уровня — до любого вообразимого научно-фантастического будущего. (На самом деле, невообразимого — если бы мы могли бы по-настоящему вообразить себе технологию будущего, мы были бы способны её воспроизвести.) В дальней перспективе — триада gcugreyarea, сверхэнергия, сверхразум, сверхсвет.

Магическая аксиома, очевидным образом, отвечает за магию — способность разумных существ напрямую влиять на реальность. Я тут вижу два основных параметра — простота использования и масштаб эффекта (от манипуляции вероятными событиями до работы с физически невозможными). На фанатском сайте, на который я ссылаюсь, автор поделил шкалу развития магии на следующие стадии, от низших значений к высшим:

Эра Суеверий: магия непознаваемая и неуправляемая, не выходящая за рамки статистической погрешности. Это некие модификаторы вероятности — привороты, сглазы, приметы, обереги, гадания. Фольклор и суеверия являются единственным «достоверным» источником магических знаний.

Эра Мистицизма: магия таинственная, ритуальная, ненадёжная и ограниченная в своих возможностях. Принципы магии не поддаются логическому анализу, какой-либо общей и всеобъемлющей магической системы не существует. Навыки работы с магией передаются только при непосредственном общении, от посвящённого к неофиту. Разработка и усовершенствование магических ритуалов — долгое и неблагодарное занятие, которое ведётся методом проб и ошибок.

Эра Сокровенного знания: специализированная, управляемая, стабильная по своим эффектам магия. Магическое искусство существует, как отдельная область знания, но работать в этой области могут только специалисты-волшебники, люди с особыми талантами, потратившие много времени и сил на обучение. В руках сильнейших волшебников магия способна в буквальном смысле слова творить чудеса — вызывать масштабные, долгоиграющие и объективно наблюдаемые «невероятные» эффекты.

Эра Совершенного искусства: обычные люди без специальной подготовки могут использовать надёжные и полезные заклинания в своей повседневной жизни. Опытные маги начинают постигать глубинный смысл магических формул, а потому получают возможность не просто воспроизводить известные эффекты, а плести уникальные чары на лету, добиваясь практически любых целей.

Эра Мифа: разумное существо свободно изменяет реальность в соответствии со своими желаниями и волей. Все разумные существа могут использовать магию, и все её используют.

Социальная аксиома. Задаёт допустимый уровень сложности социальных институтов и абстрактных социальных концепций, с которыми могут работать разумные существа, на эту аксиому завязаны «гуманитарные» науки и «мягкие» технологии. Формы, которые принимают магические школы, научные центры и религиозные организации определяются социальной аксиомой.

Переслегин как-то писал, что провалившаяся в мир фэнтези современная армия всех бы вынесла даже без огнестрела (допустим, он запрещен магией), — вынесла бы одним холодным оружием, просто за счёт своей более высокой организованности. Так вот, социальная аксиоима предотвращает подобное развитие событий. Социальная структура, выходящая за рамки существующей аксиомы, является противоречием, следовательно, гомеостатическое мироздание её нейтрализует и ликвидирует. В примитивном с точки зрения социального развития мире люди по определению ведут себя примитивно.

В изначальной версии «Торга» социальная аксиома на высоких уровнях открывала доступ к псионике, и фанаты справедливо решили, что это глупо. С другой стороны, высокий уровень социальной аксиомы допускает существование социальных технологий, позволяющих анализировать, предсказывать и в определённой степени программировать поведение отдельных людей и человеческих коллективов. Для тех, кто такими технологиями не владеет, подобное выглядит, как «магия» или телепатия. (Но работать такие технологии будут только в мире-косме с соответствующим уровнем социальной аксиомы.)

«Фанаты глупые. Т.н. псионика -— это следствие прямого взаимодействия с коллективным подсознательным и информационным полем, что как раз задаётся уровнем развития социальности (т.е. теснотой взаимодействия разумов людей между собой)» arishai (с).

Я думаю, о социальной аксиоме мы ещё поговорим, но если очень кратко, то знакомство с реалиями миров, которые при всех прочих равных отстают от нас по уровню социального развития, вызывает реакцию «ну и дикость!»; знакомство с реалиями миров, чья социальная аксиома выше нашей — реакцию «этого не может быть, это не будет работать!»

Духовная аксиома. Определяет способность людей создавать мифы и взаимодействовать с ними. Образно говоря, тут будет способность разумных существ «колонизировать Олимп».

Низкие значения духовной аксиомы позволяют выдумывать богов и метафизические концепции, но они так и остаются чистыми выдумками. Если мы чуть повысим уровень, отдельный человек уже сможет пережить субъективный религиозный опыт, с ним может случиться откровение, ему может присниться пророческий сон, но не более того. Да, человек может создать вокруг своего уникального переживания учение, секту, религию, но это уже будет сфера социальной аксиомы. С какого-то момента чудеса (поначалу редкие и малые) начинают происходить в присутствии верующих, но и только — наблюдатель скептик делает чудо невозможным, доказательства истинности своей веры получают только те, кто верил изначально.

Средние значения приводят к появлению «объективных» чудес. Адепты могут обращаться к своим божествам, получать от них силу и творить чудеса их именем (по утверждённому прейскуранту). Это период соперничающих пантеонов — боги начинают воплощаться на каком-то трансцендентном слое реальности, если не прямо на Земле, но при этом они сильно зависят от количества верующих и от того, как тщательно люди соблюдают ритуалы поклонения. Малочисленные конфессии слабеют, популярные усиливаются. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29).

Высокие показатели духовной аксиомы означают, что то, во что люди верят, существует объективно. При наличии соперничающих религий одновременно существует несколько несовместимых мифов, объясняющих происхождение мира, устройство мироздания, посмертную судьбы души. И за каждым мифом стоят реальные трансцендентные силы, которые подтвержают его истинность, что противоречит Всезакону Единства. (Это не связано с наличием противоборствующих сторон в рамках одного пантеона. Бог и дьявол, валары и Мелькор из одной сказки, но Аллах и Рама — из разных.) В данном случае гомеостатическое мироздание становится на сторону самой крупной религии и начинает подавлять остальные. Запускается контур положительной обратной связи, «чем больше овец побежало, тем больше овец побежит за ними» — сильная вера демонстрирует свою истинность, обретает новых сторонников, меняет мир под себя, и мир начинает самостоятельно поощрять верующих и наказывать неверующих. Чудеса других конфессий становятся противоречием, а потом и само существование «других конфессий» становится невозможным, осколки их смыслов интерпретируются в терминах победившего мифа. Мир обретает своё метафизическое измерение, и это метафизическое измерение начинает активно просачиваться в мир.

[Возьмём, опять же, мир Вархаммера 40000, мир с высокой духовной аксиомой. В какой-то момент там одновременно существовали боги эльдаров, в которых верили эльдары, и боги хаоса, которые обитали в варпе. Это создавало противоречие, и это противоречие было ликвидировано победой «варпоцентричной» метафизики. Родилось новое божество Хаоса, Слаанеш, которое сожрало богов эльдаров. Сама история эльдарского пантеона превратилась в эпизод из истории варпа. Жития ранних христианских святых и мучеников описывают мир с высокой духовной аксиомой, где христиане за счёт своей веры сумели переосмыслить античных богов, как демонов своей религии, а затем изгнать их в ад.]

Итак, люди создают инструменты, чтобы взаимодействовать со средой и друг другом; люди учатся изменять реальность непосредственно, силой разума; люди совершенствуют свою способность влиять на людей, при помощи людей; и люди создают мифы, чтобы при помощи мифов управлять другими людьми, средой и самой реальностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 3 из 8 ): « Предыдущая12 3 45 ... 8Следующая »