Стратагемы

5. Разменивай (Размен)

Это стратагема учит нас работать с распределением вершков и корешков. Игру в го можно представить, как раздел одного общего пирога двумя участниками. Каждый по очереди отрезает себе по кусочку. Вся тонкость в том, чтобы забрать себе лучший кусок. А для этого нужно уметь определять сравнительную стоимость вершков и корешков в каждом конкретном случае.

«Концепция разменов основана на следующем принципе: «Отдать, чтобы получить», или еще более жестко: «Хочешь? Уже твоё!» Последний стратегический принцип, пожалуй, относится к разряду сильнейших жизненных стратагем».

Война и конкурентная борьба — это всегда размен, всегда обмен, всегда преобразование одних позиций в другие. Какие пункты нужно удерживать любой ценой, а какие можно отдать противнику? И, главное, что при этом можно будет получить взамен? Сколько стоит информация? Сколько можно получить, если продать свой бизнес? В какое новое дело можно будет вложить эти средства?

«На хорошем обмене можно получить действительно много. Особенно обмен становится актуален, когда отстаешь от конкурента. Где можно опередить, как не на повороте? Всё, что связано с разменами – это территория опыта, чутья и интуиции. Даже — удачи. Обычно реальная стоимость активов не может быть точно определена, так как существует масса побочных факторов: политических, экономических, социальных, экологических, культурных. Учесть все просто невозможно!…

Искусство обмена может победить искусство сухого расчета. Даже очень точного. Человеческую психологию никто не в силах отменить. Поэтому тому, кто изучает стратегическую концепцию разменов и использует её в своем бизнесе, многое удается. (…) Как определять, выгоден размен или нет? Использовать математические модели, полагаться на «здравый смысл», интуицию, опыт? Как выбирать с выгодой?»

Мой любимый пример, я его как-то уже цитировал:

«Один из авторов книги, проводя семинар, обратился к аудитории: «Вас отправляют в Китай, а затем шеф неожиданно звонит и просит вас купить подлинный свиток с необходимой компании каллиграфией. У вас есть день, чтобы на антикварном рынке подобрать достойный свиток. Как вы будете определять: подлинный он или подделка? За какую цену будете покупать? Как будете торговаться?». Этот неожиданный пример смутил слушателей курса. В ответ топ-менеджеры корпорации, которая являлась заказчиком семинара, смогли предложить лишь обратиться к эксперту. «Нет эксперта, вам выбирать, что тогда?» — «Тогда не знаем, что делать», — ответили слушатели. Покупать чужой опыт, то есть экспертов – это неплохое решение. Главное здесь – не ошибиться в выборе эксперта! Так что выбирать придется в любом случае».

Чтобы приобрести что-то нужное, нужно отдать что-нибудь ненужное. А чтобы что-то ненужное продать, надо что-то ненужное купить, как учил нас кот Матроскин. Итак, тут идёт речь о преобразовании одних ресурсов в другие, и об умении отдавать противнику то, на что он претендует, но с выгодой для себя. Инь перетекает в Ян, Ян перетекает в Инь.

«Стратегическая концепция описывает видимые (осязаемые) и невидимые (неосязаемые) активы. Авторы называют их владением и влиянием. Искусство размена состоит в том, чтобы конвертировать одно в другое, получая каждый раз прирост капитала».

6. Борись тонко и умно (Косвенная борьба)

Здесь будет всеми любимая стратегия непрямых действий. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Принцип непрямых действий и косвенной борьбы — это механика стратегии. Чтобы с минимальными усилиями сдвинуть с места тяжёлый предмет, нужна точка опоры и длинный рычаг.

«Идея косвенной борьбы в том, чтобы переключить противника с точно выбранного им сокрушающего прямого действия на другой участок, вскрытый как слабый для этого противника. В этом случае противник должен будет перестроить свои силы, чтобы поддержать и первоначальное действие и то, которое ему предлагается в качестве альтернативы. Добившись от противника подобной перестройки сил, можно, улучив правильный момент, вернуться туда, откуда пришлось переключаться. Вернуться, но уже с новыми силами или возможностями».

Чем меньше будет затраченное усилие, тем лучше.

«Высший идеал сверхэффективной деятельности – недеяние. Недеяние не означает бездействия. Речь идет об особой форме действия, при которой не происходит видимых затрат сил и средств».

Концепция непрямого воздействия неразрывно связана с концепцией прямого воздействия:

«Пример прямого действия – преодоление препятствия увеличением скорости. Разбить кирпич, разрубить Гордиев узел. Пример косвенного действия – замедление скорости и объезд препятствия, маневрирование. Японские бизнесмены, используя идею маневра, руководствуются поговоркой: «Отстаешь? Иди в обход!»… Идею косвенного или непрямого действия довольно точно выражает формула: «Побеждай, уступая»».

Стратегия, как искусство бороться тонко и умно, заключается в умении сочетать прямое и непрямое действие в правильных пропорциях, вовремя переключаться между ними. Как говорил Сунь-Цзы, «то, что делает армию при встрече с противником непобедимой, это правильный бой и маневр… Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну«.

«Наибольшая эффективность достигается сочетанием прямого и косвенного, тогда как только прямое, или только косвенное могут привести к однобокости стратегии, а значит к её уязвимости… Косвенная борьба позволяет делать «невозможное»… [Но] косвенное действие – не панацея. В чем недостаток этого подхода? Он требует высокого и гибкого ума, а также больше времени на планирование операции…

Прямое или непрямое действие бессильно перед тем, кто владеет одновременно и прямым, и косвенным действием. Суть стратегии в том, чтобы выбирать между разными возможностями ту, которая даст наибольший эффект в конкретной ситуации».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 4 из 11 ): « Предыдущая123 4 56 ... 11Следующая »