Стратагемы

Оперативное искусство:

1) Оперативное искусство на физическом уровне — это «Вынуждение». На физическом уровне оперативное искусство заключается в том, чтобы взять грузовик с кирпичами, разогнать его до максимальной скорости, и протаранить им вражескую оборону. А дальше оно само. Операция должна быть распланированна так, чтобы все возможные ответные ходы противника работали в нашу пользу, чтобы его оборонительные позиции сами сформировали правильную конфигурацию нашей наступательной группировки, чтобы продвижение наших сил естественным образом шло по линиям наименьшего сопротивления. На физическом уровне мы пытаемся создать «воронку», которая сведёт всё пространство решений к единственной стрелочке на карте, ведущей к нашей победе.

2) Оперативное искусство на интеллектуальном уровне — это «Размен». Это основа оперативного искусства — преобразование одних ресурсов в другие, и сочетание обороны или отступления на одних участках с наступлением на других. Это способность работать с концепциями владения (контроля за территорией) и влияния (с тем, что Переслегин называл «оперативной тенью»), и способность вычислять их настоящую цену в каждый конкретный момент: с точки зрения приобретения ресурсов, с точки зрения повышения связности позиции, и так далее.

3) Оперативное искусство на моральном уровне — это «Альтернатива». Расширение пространства решений, отказ от сужения пространства решений. Сохранение свободы действий, то есть возможности быстро перейти от наступления к обороне, от одного направления главного удара к другому. Пусть противник думает.

Стратегия:

1) Стратегия на физическом уровне — это «Передряга». Вообще-то, физический уровень стратегии чужд, она обычно работает с более тонкими аспектами. Когда мы решили проблему на уровне стратегии, на физическом уровне нам остаётся только закрепить достигнутый успех при помощи оперативного искусства и тактики. Но если мы в заднице, то тут уже без стратегии не обойтись. Тогда, и только тогда нам придётся использовать стратегию на самом что ни на есть физическом уровне. Чтобы, повторюсь, выпутаться из сложившейся негативной ситуации.

2) Стратегия на интеллектуальном уровне — это «Непрямые действия» и косвенная борьба, тут всё очевидно.

3) Стратегия на моральном уровне — это «Скрытые ресурсы». Истинная суть стратегии — способность видеть невидимое, способность опознать будущее до того, как оно проявит себя. Слабые станут сильными, сильные окажутся слабыми. Способность разглядеть, найти скрытые ресурсы как в отдельных людях, так и в целых цивилизациях, — это то, что составляет моральный аспект стратегии. Как говорил Гэндальф Фродо, «а ты уверен, что Горлум бесполезен?»

 

Китайские стратагемы

(2016 год)

Дело в том, что из древнекитайской мудрости эта — самая новая, века так двадцатого, и анонимная, не привязанная ни к чьему имени. Эта концепция буквально самозародилась из исторической китайской фразы, ставшей крылатым выражением: «в мире существует тридцать шесть хитрых приёмов, а нам сейчас поможет только последний из них — бегство». При этом, «тридцать шесть» — это условное число, как «семь бед, один ответ» или «тридцать три несчастья».

Но фраза прозвучало, а значит, 36 стратагем должны были появиться на свет. И последняя из них, 36-я, конечно же, рекомендует спасаться бегством.

[36 стратагем традиционно делятся на шесть категорий: действия в условиях собственного превосходства, действия в схватке с равным противником, действия при атаке, действия в условиях хаоса, действия в условиях борьбы за территорию и действия в безнадёжной ситуации. Нюансы значений разнятся в разных переводах. Обо всём об этом можно прочитать в Википедии и не только в Википедии.]

***

Стратагемы настолько хороши, что их можно в школе преподавать. Здесь всё, что любит наше преподавание. «Ум в порядок приводит», зубрёжка — и при том, запомнить 36 уникальных позиций можно только за счёт выработки каких-то мнемонических приёмов, через понимание и раскладывание концепций по полочкам субъективных ментальных конструкций. Я вот выучил 22 Аркана Таро, но стратагемы мне пока ещё не даются. И потом, стратагемы — это ключ к системному изучению как истории, так и литературы. Что представляет собой соль сюжета, исторического или литературного? Конфликт между людьми. А на каком языке можно формально описать конфликт между людьми? На языке стратегии, то есть приёмов, которые стороны используют для достижения своих целей.

***

На самом деле, я знаю, почему мне нравятся стратагемы. Был такой рассказ Генри Каттнера, «Привет от автора» (Compliments of the Author), про волшебную книгу, страницы которой были покрыты туманными и непонятными афоризмами. Если автор книги попадал в критическую ситуацию, книга высвечивала номер нужной страницы, и загадочный совет в контексте текущей обстановки превращался в ёмкую и интуитивно понятную инструкцию. И это был сборник стратагем! Правда, в этом рассказе на последней странице книги стояло не бессмертное «Убегай», а жестокое «КОНЕЦ».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 9 из 11 ): « Предыдущая1 ... 78 9 1011Следующая »