Джейн Джекобс и Новый Обсидиан

Итак, у нас есть город, в городе есть внутренняя и внешняя экономика. Город что-то производит и экспортирует, получает за это средства, и на эти средства приобретает продукцию извне, импортирует её. Если внутренняя экономика города сможет начать производить близкий аналог поступающего извне товара, то потребность в импорте данного товара снизится. При этом, город по-прежнему производит то, что он производил, и по-прежнему располагает ресурсами для внешней торговли. Но теперь эти ресурсы пойдут на приобретение чего-то ещё, т.е. изменится структура импорта. При прежних объёмах экономики город стал богаче, у жителей появился доступ к новым товарам. Но эти новые товары, в свою очередь, позволят городу развить новые виды деятельности (которые отпочкуются от старых), что изменит структуру городского экспорта, дополнив её. И даже ту продукцию, которую город начал производить для замещения прежнего импорта, он в какой-то момент сможет начать экспортировать на новые, неосвоенные рынки. Всё это срабатывает, как мультипликатор, и экономика города переживает период взрывного, геометрического роста (размеров, населения, чего угодно), что, собственно, и является уникальной особенностью городов.

Важное замечание. Настоящий город по самой своей природе избыточен и неэффективен, и в этом заключается его главное преимущество. В городе много лишнего и ненужного – и это лишнее и ненужное может стать ресурсом развития. В идеально отрегулированном и распланированном поселении отсутствует пространство для экспансии, там нет возможности к чему-то пристроиться и создать что-то своё. Но в настоящем городе всегда будут какие-нибудь заброшенные здания, дешёвые пустыри, что-нибудь списанное и ржавеющее. И в городе будут кадры, необходимые люди с необходимыми компетенциями, часто весьма узкими и специфическими. И так далее, и тому подобное, Джекобс расписывает это долго и со вкусом.

Наконец, и это, пожалуй, самая романтичный момент, города создают города. Настоящий город рождается за счёт других настоящих городов. Городу нужна внешняя торговля, городу нужны развитые рынки сбыта. Новый город складывается в рамках существующей торговой сети, завязанной на какой-то другой, более ранний и крупный город. (Город обычно рождается из поселения, обслуживающего те или иные экономические интересы материнского города.) Торговая сеть и её узлы могут пережить изначальный город-основатель, но без торговых путей не будет и города. Экспансия США на запад, к океану, обеспечивалась развитым Восточным побережьем. Не было бы Нью-Йорка, не было бы и Лос-Анджелеса. Но Нью-Йорка не было бы без Лондона, потому что вся торговля в Атлантике была завязана на Лондон. А Лондона не было бы без Венеции, потому что благодаря Венеции система средиземноморской торговли дошла до атлантического побережья Европы и дальше, до Балтики. Лондон развился и превратился в полноценный город в системе этой североатлантической торговли, с её купеческими конторами и банками. Венеция стала городом благодаря Константинополю, Константинополь – благодаря Риму, а Рим изначально обслуживал интересы этрусских городов. У каждого города есть подобная родословная, даже если мы её не знаем и не можем реконструировать.

Из этого, впрочем, мы получаем, что первый город порождает сам себя, что невозможно. Джекобс обходит это противоречие следующим образом: для появления изначального города нужно, чтобы несколько поселений-протогородов стали торговыми партнёрами друг для друга. Тогда они помогут друг другу одновременно преодолеть барьер и перейти к созидательной городской экономике. Все последующие города будут возникать уже в рамках существующей структуры внешней торговли.

И вот отсюда мы уже может перейти к истории Нового Обсидиана.

«Экономика городов» (The Economy of Cities) Дж. Джекобс, история Нового Обсидиана

Новый Обсидиан 1

«Логическим выводом [из утверждения, что центром прогресса всегда являются города, включая все инновации в сельском хозяйстве], будет то, что возделывание злаков и животноводство в доисторические времена тоже впервые появилось в городах. Но если это так, то существование городов должно предшествовать появлению сельского хозяйства. Чтобы вообразить, как такое могло случиться, и откуда зерновые культуры и домашние животные могли бы взяться в доаграрном городе охотников-собирателей, давайте представим себе именно такой город. Для этой цели я собираюсь вообразить город, который я назову Новым Обсидианом, так как я решила, что он будет центром крупномасштабной торговли обсидианом – тёмным, очень твёрдым природным стеклом, которое образуется в некоторых вулканах. Наш город расположен на Анатолийском плоскогорье, на территории современной Турции.

…Иными словами, Новый Обсидиан, который мы попытаемся мысленно смоделировать, является предшественником реальных руин Чатал-Хююка, а потому вообразить его будет проще, чем целиком выдуманный город. Вторая причина моего выбора состоит в том, что обсидиан был наиболее важным производственным материалом и продуктом бартера в том регионе, где по мнению учёных впервые были одомашнены пшеница и ячмень, хотя, конечно же, помимо обсидиана в местной меновой торговле фигурировали и другие материалы. Таким образом, город, являющийся центром обсидиановой торговли, будет хорошим кандидатом на роль доаграрной метрополии. Безусловно, в той же степени логичным кандидатом в ту эпоху был бы центр медной металлургии на Кавказе или в Карпатах, или какой-нибудь из прибрежных городов, специализирующийся на торговле раковинами.

Пусть этот город и воображаемый, я обязуюсь придерживаться строгого и реалистичного подхода в описании его экономики. В моём Новом Обсидиане будут происходить только те экономические процессы, которые я уже наблюдала в действии в городах современности и исторического прошлого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 3 из 11 ): « Предыдущая12 3 45 ... 11Следующая »