Джейн Джекобс и Новый Обсидиан

Новый Обсидиан, хоть он и процветает за счёт торговли обсидианом, находится отнюдь не у подножия одного из нескольких анатолийских вулканов, где добывают обсидиан. Нет, город расположен как минимум в двадцати милях от ближайшего вулкана из этой группы, а может и ещё дальше. Дело в том, что верхнепалеолитические племена охотников, которые контролировали район вулканов на момент начала меновой торговли, не подпускали чужаков к источнику своих чудесных сокровищ. В далёком прошлом они сами отобрали богатую обсидианом территорию у менее коварных предшественников, а потому не собирались повторять их ошибку.

И потому, начиная с десятого тысячелетия до нашей эры, а возможно ещё раньше, сложился обычай совершать обмен на территории соседнего племени охотников, которое давно уже регулярно приобретало обсидиан для своих нужд, став затем посредником в обсидиановой торговле с другими, более далёкими племенами охотников. Именно поселение этого племени постепенно превратилось в маленький город, наш Новый Обсидиан.

В 8500 г. до н.э. в Новом Обсидиане живёт примерно 2000 человек. Население представляет собой смесь потомков жителей изначального поселения с потомками племён, контролировавших обсидиан, которые ныне по большей части переселились в город, ради участия в торговле и различных сопутствующих ей типах хозяйственной деятельности. Конечно же, оставшаяся, сравнительно небольшая группа людей, по-прежнему добывает обсидиан в вулканах и сторожит окрестности. И каждый день отряды посланцев Нового Обсидиана преодолевают путь до вулкана и обратно, чтобы доставить в город драгоценный груз. Жители города необыкновенно искусны в ремёслах, и со временем становятся всё искуснее, потому что они могут позволить себе узкую специализацию. Религия города необычна в том смысле, что вместо одного племенного божества-покровителя жители в равной степени почитают, восславляют и обращаются за помощью сразу к нескольким. Боги перемешались между собой, как и само население.

Преобладающая система меновой торговли организована следующим образом. Инициатива принадлежит людям, которые хотят что-то приобрести. Странствующие коммивояжёры ещё не вышли на историческую сцену, а потому торговцы, скорее, являются агентами по закупкам, как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих. Безусловно, они доставляют к месту обмена свой собственный товар, но этот товар являются аналогом денег, необходимым условием для приобретения всего того, ради чего торговцы и отправились в путь. Таким образом, когда торговцы прибывают в Новый Обсидиан из всё более и более далёких мест, они делают это ради конкретной цели, чтобы выменять у местных обсидиан, а не сбыть собственную продукцию. Их товары для бартера, по большей части, представляют собой обычную добычу с их охотничьих территорий. Когда жителям Нового Обсидиана нужны какие-либо ценные товары, типа меди, раковин или красителей, то есть всего того, что невозможно добыть в окрестностях города, они посылают своих торговцев для приобретения необходимых вещей в других поселениях. И торговцы берут с собой обсидиан, как если бы он был денежным средством.

Так поселения, обладающие монополией на редкие и драгоценные товары – будь то медь, раковины, красители – превратились в дополнительные центры торговли обсидианом. Их жители меняют излишки полученного по бартеру обсидиана на охотничью продукцию окрестных племён. И точно так же Новый Обсидиан является региональным центром торговли другими редкими товарами, помимо обсидиана.

Новый Обсидиан, таким образом, стал не только производственным, но и логистическим центром. Город предлагает на экспорт не один, а два важнейших товара. Одним из них, конечно же, по-прежнему является обсидиан. Другим экспортным товаром являются услуги – по приобретению, хранению и обмену товаров, которые поступают извне и которые предназначаются для последующих покупателей, которые тоже приходят извне.

Экономика Нового Обсидиана делится на экспортно-импортную экономику, с одной стороны, и местную, или внутреннюю экономику, с другой. Но граница между этими двумя главными составляющими городской экономики не является постоянной. Со временем Новый Обсидиан добавил много новых экспортных продуктов к тем двум, о которых речь шла выше, и вся эта продукция выросла из внутренней экономики. Например, искуснейшим образом сшитые сумки из шкур, в которых обсидиан доставляют из района добычи – время от времени их выменивают охотники и торговцы, которые прибыли в город за обсидианом, но, увидев сумки, захотели нести приобретённый товар домой прямо в них. Изящные, острозаточенные обсидиановые ножи, наконечники для стрел и копий, зеркальца из полированного обсидиана, изготовленные городскими ремесленниками для внутреннего потребления, также становятся предметом повышенного спроса среди людей, прибывших в город за сырьём. Доказавшая свою силу религия процветающего Нового Обсидиана тоже является товаром: распространённые у местных талисманы охотно покупаются. Ещё на экспорт идут украшения и тому подобные вещи.

Среди основных торговых центров процветает заимствование. Долгое время Новый Обсидиан активно продавал сумки из шкур, но затем мастера из посёлков меди и красителей сами стали их производить. Тем временем, в самом Новом Обсидиане ремесленники научились изготовлять аналоги импортных товаров, популярных у жителей города: например, прочных и изящных корзиночек, которые их торговцы иногда выменивали в поселении, торгующем красной охрой, или резных деревянных шкатулок, изобретённых в поселении, чьим основным товаром были окаменевшие раковины моллюсков. К тому времени, когда побочное производство сумок на экспорт в Новом Обсидиане начало проседать, маленький город уже развил небольшую, но компенсировавшую потери экспортную торговлю копиями корзинок и сумок.

Жители Нового Обсидиана, жители других важных торговых поселений, жители всех малых и заурядных поселений охотников-собирателей, расположенных между крупными центрами – все они яростно защищают свои охотничьи территории и изгоняют оттуда любых чужаков. Исключение делается лишь для тех, кто идёт в центры торговли. Это означает, что торговые пути, сходящиеся к Новому Обсидиану из дальних мест, пересекают территории многочисленных племён охотников. Эти пути сначала связывали город с непосредственными соседями, но постепенно удлинялись, по мере того, как покупателями становились соседи соседей, а затем и ещё более дальние поселения. Когда пути, ведущие в Новый Обсидиан, соединились с дорогами, разросшимися вокруг других городов, образовалась транспортная сеть, которая ко временам Чатал-Хююка простиралась на две тысячи миль с запада на восток.

Почти с самого начала был установлен принцип дорожного перемирия. Это стало возможным, потому что нарушители всегда так или иначе соприкасались с территорией племён, уже участвующих в торговле обсидианом. Любые группировки, которые перекрывали дороги или грабили и убивали и торговцев, сразу же лишались доступа к обсидиану, после чего на них нападали объединённые отряды воинов ближайшего города и окрестных охотничьих племён, которые сами использовали торговые пути.

У идущих по дорогам торговых экспедиций есть постоянные, традиционные места для отдыха и водопоя. Это неприкасаемые убежища, подкреплённые всей мощью религиозных законов города. В таких местах всегда есть родник или иной источник воды, и эти источники охраняются столь же строго. Но никаких постоялых дворов пока нет. Торговцы скудно питаются в пути той пищей, которую они взяли с собой. Они не добывают еду на территориях, которые им приходится пересекать. Они идут быстро и не тратят времени зря, но домой они всё равно возвращаются очень голодными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Страницы ( 4 из 11 ): « Предыдущая123 4 56 ... 11Следующая »