Разум. Невиртуальность. §2

Вообще, фотография намного больше, чем какие-либо ещё способы сохранения информации, включая видеозаписи, помогает человеческому сознанию создавать отдельную реальность, основанную на воспоминаниях. При этом она не тождественна памяти, нет, создаваемая фотографией реальность действительно отдельна, она может даже противоречить истинным воспоминаниям, подменять их и обманывать; правдивость и реалистичность фотографий вообще очень условна, даже в отсутствии ретуши фотография прекрасно способна искажать реальность. Именно благодаря своей способности быть носителем виртуальности, консервировать и сохранять её и служить стимулятором воображения зрителя.

Хорошим способом восстановления памяти при амнезии считается, скажем так, «фототерапия». Простые рассказы о прошлом человека и даже овеществлённые воспоминания в когда-то дорогих ему вещах, памятных мелочах и повседневных предметах действуют не так верно, как подкреплённые фотографиями. Фотографии — запасная память людей.

Как только фотография набрала силу, появился жанр фотопортрета. Это случилось достаточно быстро, просто поначалу немногим было по карману. Но люди копили деньги на фотографии. Даже если — как случалось частенько — единственной их фотографией становилось посмертное фото в семейный альбом. Посмертные фотографии делались так, будто человек был всё ещё жив. Особенно отличались этим посмертные фото детей: на них младенцы будто устали и прилегли подремать. Современному человеку, буквально живущему в окружении фотографий, это кажется диким и отталкивающим. И на то есть причины: для нас нынешних фотографии порой реальнее реальности. Изображённые на них люди живы, пока живы фотографии. Посмертное фото — как добавочная смерть.

Фотоархивы, семейные альбомы, бесконечные фото, накапливающиеся в соцсетях, — это не просто набор (старых) фотографий; это то, что делает людей бессмертными, что оставляет их в памяти потомков, дарит ещё одну, пусть бледную, тусклую, но жизнь. Фотографии, совсем не так, как рисованные портреты, оживляют для нас давно мёртвых людей.

Как бы то ни было, человек стремится запечатлеть себя самого, думая вовсе не о далёких потомках (ну разве что так, несерьёзно, «краем мозга»), ведь все мы, живые, безусловно, будем жить вечно; он думает о самом себе. Эпоха визуального оставила в нас ещё один след: фотодневники. «Фото на память» — это словосочетание нужно понимать буквальным образом. Мы хотим помнить каждый момент жизни, но жизнь всё длиннее, все событийнее, информативнее. Да и устроены мы так, что не должны держать в активной части памяти всё, что воспринимаем, переживаем и обдумываем за весь срок существования.

Для извлечения воспоминаний из дальних уголков памяти мы используем метки. И фотографии оказались одними из лучших меток.

«…люди используют фотографии не только в качестве материальных объектов, но и в качестве носителей идеальных образов, связанных с имеющимися в их архиве фотографиями. Предположительно только небольшая часть реально существующих фотографий по-настоящему присваивается субъектом, становясь Я-объектами и достоянием «личной культуры»… Именно о таком классе фотографий Х. Белофф написала: «Есть фотографии, которые каждый из нас хранит в своей душе всегда. Их можно назвать личными иконами, и они играют крайнее важную роль в нашей психической жизни».

В.В. Нуркова «Зеркало с памятью»

Но фотографии — это ещё и ловушки. Мы доверяем им безусловно, даже зная, как легко их подделать, как обманчивы пойманные мгновения, как порой непохожи фотографии на жизнь, как просто срежиссировать сюжет. Мы верим им. И это не всегда оправдано.

«В ряде работ было также установлено, что с помощью фотографий можно достигнуть значительного искажения существующих у человека воспоминаний. Так, Шактер написал о том, что просматривание фотографий способно индуцировать ложные воспоминания у лиц старшего возраста. Участники эксперимента проявляли склонность «вспоминать» события, которые они видели на специально смонтированных фотографиях, будто они произошли в их реальной жизни».

В.В. Нуркова «Зеркало с памятью»

Взаимодействуя с фотографией, сознание человека способно создать, удерживать и разделять с другими некую виртуальную реальность. Причём для группового эффекта даже не обязательно наличие группы тесно связанных между собой людей, одновременной групповой динамики; порой вполне достаточно, чтобы меметический образ уже существовал, пребывал в информационной поле общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 2 из 5 ): « Предыдущая1 2 345Следующая »