Разум. Невиртуальность. §2

В 1977-1980 Синди Шерман (Cindy Sherman) сделала серию фотографий в стиле «film stills» — кадров со съёмочных площадок, причём площадок фильмов 50-х годов. Она представляла различные типажи женщин, принятые в кино; парадокс этих фотографий в том, что Синди Шерман не пыталась добиться полной иллюзии старых фотографий. Она выдумала фильмы, актрис и сценарии, и представляла их в несколько нарочитой и в то же время неконкретной манере. Не было точной проработанных деталей — лишь несколько ярких, чуть утрированных акцентов, и была некоторая небрежность, вплоть до того, что в кадр попадали шнуры от студийного освещения и фототехники — Шерман не позволяла забывать, что является и фотографом, и моделью на фотографиях. Однако, несмотря на всё это, люди «узнавали» образы, а некоторые даже утверждали, что узнают и сцены из фильмов, хотя фильмы существовали только в воображении фотографа.

Это было создание некой виртуальной реальности, родившейся благодаря моменту узнавания — узнавания времени 50-х, которое многие зрители не могли помнить в силу возраста, как не могла — по крайней мере, отчётливо — помнить то время и фотограф. Были задействованы некие групповые образы, существующие в коллективном подсознании, и, используя эти образы, люди включались в виртуальную реальность, базирующуюся на «не совсем настоящих» фотографиях.

Подводя итог: используя, стимулируя, задевая определённые триггеры — причём триггеры коллективного сознания, можно создать виртуальный эффект, особую реальность, в которую люди могут свободно включаться в любой момент, при условии их включённости в дискурс конкретного триггера (т.е. при условии, что их сознание когда-то было заражено конкретным мемом).

При этом если атмосфера 50-х гг. — вовсе не обязательный для всех мем, наверняка есть люди, не подвергшиеся заражению им, то архетипы универсальны, и нет человека, не имеющего к ним доступа.

Распространение коллективных виртуальных эффектов, тем не менее, происходило и до изобретения фотографии. Последняя открыла новую главу в этой истории, как раз в тот момент, когда предыдущие инструменты начали терять свою эффективность благодаря ускорению научно-технического прогресса, распространению грамотности и облегчению доступа к знаниям.

До фотографии людям хватало знаков и истории.

Средневековое мышление было на удивление «виртуальным». В отличие от современного коллективного сознания, в значительной степени опирающегося на доказательную научную базу (но вовсе не избавившегося, конечно, от суеверий, искажений и религиозных догматов), средневековое коллективное сознание пребывало в совершенно воображаемом мире. В этом мире на самом деле существовали необыкновенные чудеса, святые и ангелы ходили по земле, иконы и статуи мироточили, на далёких берегах жили удивительные звери и люди странного вида и обычаев. Средневековый европейский житель не просто верил в это, он знал, что это так. Эта воображаемая, виртуальная реальность с успехом поддерживалась тысячу лет с помощью всё тех же триггеров: передаваемых из уст в уста историй, визуальных символов и знаков, соборов и витражей, иллюстраций и даже колод Таро. Обойдя собор — даже не заходя в него, человек того времени мог считать дюжину знаковых образов, воскрешающих в его памяти десятки историй.

Несмотря на то, что изобретение книгопечатания положило конец виртуальной культуре Средневековья, а пришедшая ей на замену новая культура поспешила оболгать и унизить свою предшественницу, мы не утратили этой способности: цепляясь за символические триггеры, вспоминать странные вещи. Мы не осознаём последние так чётко, как это умели делать люди той культуры, но мы вполне способны пережить этот опыт эмоционально, не формулируя историю или мораль. Как я писала раньше, в нашем распоряжении находятся все предыдущие инструменты, которым пользовались наши предки, дело лишь за тем, чтобы грамотно их использовать. Не существует ни методичек, ни учебников, но в этом деле до определённого предела достаточно внимательного и аккуратного слушанья самого себя, упражнений и экспериментов.

 

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 3 из 5 ): « Предыдущая12 3 45Следующая »