Разум. Невиртуальность. §2

Способность людей создавать и поддерживать виртуальную реальность позволяет работать таким вещам, которые вроде бы работать и не должны, существовать тому, чего на самом деле нет. Причём поддерживать их существование не какой-то краткий мир, а целые тысячелетия.

Яркий пример тому — общественные институты, в частности, государство. Это вещь, суть которой мы все понимаем так или иначе, существование которой мы все так или иначе поддерживаем, но про которую никто не знает точно, ни что это, ни как оно возникло. Государство описывают и как механизм, и как организм, и как правовой институт, но единственное, что про него можно сказать наверняка, так это то, что государство — это система, которая, как и любая другая, больше простой суммы её элементов. Теории возникновения государства можно примерно разделить на естественные и насильственные; в первой группе, будет всё от божественной природы государства до общественного договора и проявления сложного социального инстинкта, перешедшего на новый уровень. Во второй будут все теории, где одна группа людей — небольшая, навязывает другой группе людей — намного большей, какие-то правила силовыми методами. Как и во всяких случаях, когда мы рассматриваем и описываем сложную систему, правильны будет все теории, даже параноидально-шизофренические. Все они будут описывать какую-то грань явления, но не всё явление целиком.

Ещё одной гранью, например, является то, что концепция государства — это мемокомплекс, разделяемый подавляющим большинством людей на Земле, за исключением примитивных племён, избегших влияния цивилизации. У них уже есть система власти, но нет государства. Мы все заражаемся этим мемокомплексом в глубоком детстве и продолжаем верить в него и воспроизводить его на протяжении жизни. И таким образом, как и огромное количество других вещей, государство существует лишь постольку, поскольку люди находят необходимым верить в его существование. Безусловно, здесь играет свою роль и инерция мышления многих и многих людей, принявших решение, что не задумываясь жить проще; но если по какой-то причине в один момент люди усомнятся в мемокомплексе государства, перестанут в него верить, то созданная нами виртуальная реальность, в которой государство существует, рухнет. А с ней исчезнет и само государство. В определённом смысле этот момент уже недалёк, поскольку национальное государство как общественный институт в том виде, в котором он организован сейчас, устарело. Где-то, когда-то в недалёком будущем начнёт набирать силу иной комплекс мемов, который вытеснит из нашей реальности текущий комплекс, называемый нами «(национальное) государство», и мы сменим одну виртуальную реальность на другую.

Если рассматривать более простые варианты, то можно взять автобусную остановку: она существует потому, что люди поддерживают и разделяют знание о том, что в этом месте автобус должен остановиться. В поддержании этого элемента виртуальной реальности им помогает материальный носитель — как минимум, знак остановки. Но если в какой-то момент этот знак исчезнет, например, будет снесён ветром, автобус всё равно будет там останавливаться, поскольку и водитель, и пассажиры знают, что остановка существует. Она существует, не потому, что есть знак, а знак есть, потому что она существует, иными словами, остановка виртуальна, её существование поддерживается знающими о ней людьми.

Вещи, существование которых либо не подтверждено экспериментально, либо высмеивается, потому что кто-то когда сказал, что так нужно делать, тоже существуют виртуально — за счёт взаимодействия с информационным полем, где сталкиваются и проникают друг в друга проявления сознаний людей.

Патрик Дан сказал, что магия — это воображение. Это лучшее определение магии из мне известных, поскольку показывает и то, что она всё же существует, и то, за счёт чего именно она существует. «Магия» работает там, где работает сознание человека, вступая во взаимодействие с сознаниями других людей. Она не заменяет материальных предметов, она создаёт виртуальную реальность во всех описанных выше смыслах. Именно по этой причине магия работает с образами и намерениями, с психологией и проявлениями воли — если не брать ту часть магической работы, которая связана с объективно существующими вещами, например, траволечением.

Не имеют значения конкретные образы и инструменты, работает всё, что помогает концентрировать намерение, взаимодействовать с информацией и изменять её. Существуют инструменты достаточно универсальные, работающие для большинства людей, поскольку содержат то, что вступает во взаимодействие с общими архетипами; один из таких инструментов, например, Таро.

«В этом своём качестве карты Таро схожи с образами других видов искусств: живописи, скульптуры, соборных витражей, облекавших идеи в человеческую форму. Однако их мир находился вверху, в то время как мир Таро — внизу. Козырные карты изображали отношение сил, способностей и добродетелей к человеку; с другой стороны, соборы олицетворяли отношения человека к божественному. Но оба образа воздействуют на мышление и умственную деятельность, являясь по сути своей мнемоническими. Они включают широкий комплекс идей, которые, случись им оказаться записанными, заняли бы тома. Они могли быть «прочитаны» как грамотными, так и неграмотными людьми, поскольку предназначались для тех и других».

Курт Зелигман «Зеркало Магии»

Но также могут работать любые вещи, вызывающие специфическую индивидуальную реакцию. Всё, что позволяет человеку активизировать свою способность к созданию виртуальной реальности, всё, что позволяет концентрироваться на ней, поддерживать и менять её, всё будет в определённом смысле «магическим инструментом» — инструментом воображения.

Знак автобусной остановки — волшебный инструмент, он заставляет автобус остановиться и открыть двери.

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 4 из 5 ): « Предыдущая123 4 5Следующая »