Восток. Вторая этическая система

А вот здесь нам последний раз поможет Бощенко. Протогосударство — это у нас СУ-1,5. На верхушке — вождь, который уже не способен выполнять какую-либо иную функцию, кроме управления. Воля правителя передаётся народу через многочисленные промежуточные ступени. В принципе, и этого от него не требуется — очевидно, что окружающие, в первую очередь, конечно, жрецы, будут пытаться лишить его реальной власти, чтобы он лишь олицетворял, царствовал, но не правил.
СУ-1,5 превращается в СУ-2 (феодализм, классические империи), когда к власти приходит воинская элита во главе со своим вождём. Завоевание это, или переворот, но именно они, воины, становятся правящим классом, противопоставленным населению. Так возникают предпосылки для формирования аристократического менталитета в его современном понимании.

Империя невозможна без аристократии. Отсюда и вытекает концепция «первого среди равных» — по отношению к правящему классу, естественно, и как идеология этого класса. Простой дворянин не ровня королю, но король — лучший дворянин из всех, точно так же, как маршал может по-прежнему считаться солдатом и офицером. Дальше смотрим происхождение слова «император». Как любит говорить slavamakarov, «тэнно — это не император, тэнно — это Верховный жрец», вернее, потомственный царь-жрец родоплеменного общества, потомок богов и живой бог. Самурайское сословие представляет и возглавляет сегун.

Холмогоров подогнал хорошую ссылку на свою статью, где он сравнивает четыре этики по Крылову с четырьмя этапами развития вооружения.

«Давайте приглядимся к этим трансформациям попристальней. Мы увидим не просто четыре разных этапа, четыре разных формации общественных отношений. Мы увидим, по сути, четыре разных онтологии, разных представления о бытии и человеке, связанных с четырьмя важнейшими этапами в прогрессе вооружений: архаикой, железным веком, эпохой огнестрельного оружия и начавшейся чуть более полувека назад эпохой ядерного оружия. Для каждой из эпох характерны весьма своеобразная этика, метафизика, политический строй и система общественных отношений».

Соответственно, железный век он связывает с Востоком.

«И возникла та ситуация, которая описана знаменитой евангельской формулой: «Взявший меч от меча и погибнет». Взявшись за оружие, лучше подумать, точно ли ты выйдешь из этой схватки живым и здоровым? Этот военный принцип обрел себе знаменитый нравственный эквивалент: «Чего не хочешь себе, того не делай другим», известный как «золотое правило этики». На более формализованном языке у Крылова этот принцип звучит так: «Я не должен поступать с другими так, как другие не поступают со мной». Он обозначает это как этику Востока. Этику уже не примитивного коллективизма, а нравственного самоконтроля, традиционных ценностей, «делай что разрешено, а остального не делай»… Железное оружие позволяет, как мы уже отметили, одному держать в рабстве многих, а это открывало путь к господству и для частного человека. Рабы могут обеспечить человеку досуг, который он может потратить на культурное развитие и соперничество с другими людьми, как это и делали греческие рабовладельцы в период культурного подъема Эллады. И частный человек является здесь путем к абсолюту и для себя, и для своих рабов».

Честно скажу, мне эта идея понравилась. Та же четырёхчастная схема, которой я посвятил всю эту серию. Варвары — это архаика, или Юг, «тебя ударили, ты ударь». Несовершенное оружие, сильно зависящее от качеств обладателя, плюс наличие людей, которых действительно сложно убить, чисто физически. Здесь правит этика Силы, или этика Дубины.
А потом появляется железное оружие, делающее человека по-настоящему опасным, а вместе с ним постепенно развивается этика Меча и связанная с ней аристократическая ментальность. Изобретение стремени ещё больше способствовало власти немногих над многими (но не одного над всеми!). Легко указать пик в развитии аристократического менталитета: это момент, когда меч достиг вершин своей эволюции, превратившись в шпагу в Европе и в катану в Японии, предельное воплощение колющего и рубяще-режущего удара соответственно. И шпага, и катана были символом благородного сословия, орудием для дуэли между равными, где всё решали скорость и мастерство. И в Европе, и в Японии возникает искусство фехтования, которое постепенно стало не целью, но средством воспитания духа, а затем превратилось в спорт

(Но не относитесь к этому догматически, ладно? Двуручник остаётся варварским оружием, из чего бы он ни был сделан.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 4 из 9 ): « Предыдущая123 4 56 ... 9Следующая »