Восток. Вторая этическая система

«Когда матушку-Рассею за всё это продавали, Катаев остервенело с большевиками воевал, на фронте. В полполье, тушкой, чучелом…

А к осени 1920 года ее не то что продали, ее уже и на свете не было. Для кого, для какой России Катаев должен был хранить верность и не славить большевиков? Пока хотя бы тень этой России была жива, он за нее воевал. Когда и тень была убита — ну, в бронзовую надмогильную статую он идти не хотел.

(…)

«потому как хотел сладко жрать, спать и получить от жизни УСЁ«.

Это да. Вот я задаюсь вопросом: ради КОГО он должен был от всего этого отказываться? Личная брезгливость у него в этом вопросе не перевешивала, но это дело вкуса. А вот хранить верность ему физически некому было.

(…)

А Катаев — пока было за что воевать против большевиков — с ними воевал.
Следующие 10 лет — от них дистанцировался. А уж с 1932 твердо решил, что за страну, пока была страна, он отвоевал, а уж теперь ему осталось воевать только за себя. Не против людей, однако».

«А в том, что Валентин Петрович с начала 1930-х надувал Советскую власть такими фиоритурами, надувал совершенно сознательно — в этом-то что плохого можно найти? За Советскую власть, что ли, прикажет уважаемая cage_of_freedom обижаться — мол, как же это нехорошо поступал товарищ Катаев, что дурил Советскую власть верещаниями о том, как он ее любит? Так я лично за Советскую власть обижаться не буду и никому здравомыслящему не посоветую: она, мягко говоря, не так себя вела, чтобы с ней подобало вести себя честно«.

«Не соглашусь. Дело в том, что тут дело не в стратегии, а в идентификации судящих. Соблюдать _общественную_ честность требуется только перед лицом _общества_, которое ты уважаешь. Оказавшись в стае каннибалов папуасов, их вполне можно обманывать любыми припевами, и это человеку не в укор. Перед лицом же честных бояр Ивана Васильевича тот боярин, который начнет из страха и ли корысти особо усердно льстить Ивану Васильевичу, теряет честь, потому что он предает их общую честь, у них _имеющуюся_. Тут свои, имеющие с тобой общую честь, а там чужие, которых ты как сообщество в грош не ставишь.

Катаев обсуждаемого общества НЕ уважал, и я его не уважаю. вот добольшевистскую Россию он уважал, и в ней так себя не вел бы. Ни из страха, ни для корысти. Но для меня (и для него) его поведение — это поведение белого, попавшего в плен даже не к каннибалам, а в стаю гиен. Перед стаей гиен, что ли, ему было стесняться?

Осуждающие же Катаева обычно себя идентифицируют с членами этого общества как СВОЕГО общества. Им справедливо обидно, что Катаев настолько их в грош не ставил. Ведь так мне стандартно и возражают: — Как это он никому не приносил вреда? Он НАМ приносил вред, он вкладывался в процесс оболванивания НАС!

Но для меня то сообщество, в котором подвизался Катаев — это не МОЕ, а враждебное и отвратное сообщество. Если наш военнопленный в немецком лагере кричит «Хайль!» за лишнюю миску супа, то мне — и любому советскому гражданину — нет никакого дела до морального ущерба, который он этим нанес ГЕРМАНЦАМ, укрепив в ком-то из них своим хайлем любовь к нацизму! Если что ему и поставят в вину, то уж никак не это. А лишь то, что он своим хайлем делает по отношению к своему отечеству, еще существующему и продолжающему бороться за свою жизнь с тем самым Гитлером, которому он кричит свой хайль.

Но отечество Катаева перестало существовать в 1920, а до морального ущерба советским гражданам от его здравиц Советской власти, ни самому Катаеву, ни мне дела не больше, чем до морального ущерба немецким гражданам от лести, которую в адрес Гитлера обращает наш военнопленный.

ПРОТИВНИКАМ государственной религии СССР Катаев никакого вреда не принес своей лестью в адрес Соввласти, ибо они эту лесть никак не сорячли бы для себя руководством.
А души сторонников этой религии мне не жалко, и потому мне нет дела до того морального ущерба и развращающего примера, который Катаев этой лестью приносил _им_. Вот тела их мне жалко, как и Катаеву, и потому Катаев против их _тел_ вреда не чинил. А души — так мертвых не сделаешь мертвее».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 8 из 9 ): « Предыдущая1 ... 67 8 9Следующая »