Восток. Вторая этическая система

==============

Хороший пример восточной этики от wyradhe. Обсуждают его трактовку образа Валентина Катаева. Итак, Катаев — герой Первой мировой, белый офицер, который ненавидит и презирает советскую власть, но при этом изображает лояльность, чтобы заработать себе на хлеб с икрой и вести безбедную жизнь за счёт этой самой власти.

«Чем же это он сволочь? Во все правление т. Сталина он не причинил вреда ни единому живому человеку. Вполне принципиально. Не доносил, не топил и т.д. Дурил все это время Советскую власть на бабки преисправным образом. Отличнейший человек».

«А что вы во всём этом нашли компрометирующего Катаева?

(…)

Для Зощенко таковое лицемерие Катаева компрометировало Катаева. Однако не кажется ли Вам, что с нормальной точки зрения это Зощенко компрометирует его искренняя любовь к большевикам и истовое одобрение и поддержка их кромешного режима, а вот Катаева намеренная лживая имитация такового одобрения, то есть обман Соввласти, не компрометирует нисколько?
Казалось бы, раннебольшевистская власть была достаточно погнаной, чтобы намерение ее дурить никого не компрометировало бы!!»

«…При условии, что притворяющийся хорошо знает цену тому, перед кем притворяется, и в его _злодействах_ ему принципиально не оказывает реальной помощи, тем более усугубления, а только его обманывает — я в этом штирлицианстве едва ли найду что-то компрометирующее.

Штирлица едва ли компрометировало как человека то, что он ежедневно опал «Хайль Гитлер» и корчил из себя убежденного эсэсовца. Но, — скажут, — это потому, что он этим занимался в качестве шпиона на благо собственной страны.

Однако чем хуже случай, когда человек сам себя и свою семью конституирует внутренне в качестве особого феодального княжества, и далее выступает Штирлицем от имени Державы Самого Себя?

В 1800 году считалось, и вполне последовательно, что позорно быть шпионом, ряженым в чужую форму, и в личных интересах, и в интересах своей страны.

Сейчас мы не относимся так к шпионам, живущим в стане врага и действующих от имени своей державы; почему же делать исключение для тех, кто шпионят от имени Державы Самого Себя в ее же интересах? Все зависит только от того, что этот шпион делает, чего стоит эта держава, и стоят ли те, кого он обманывает, того, чтобы их обманывать (Советская власть уж точно этого стоила).

Но сам факт того, что данное лицо подвизается в ипостаси Штирлица в эсэсовской форме и кричит «Хайль Гитлер» ставиться ему в вмну отныне не может — коль скоро мы сняли клеймо бесчестья с обычных шпионов».

«А Катаев был сам себе сообщество.
Никак не вижу, почему сообщество «советский народ» чем-то таким святее сообщества «я и моя кошка», что шпионить ради плюшек одного можно, а ради плюшек другого нельзя. Вот у соседнего государства и просто у соседа воровать — это часто разные вещи, а уж шпионить…»

«В случае Катаева имеем людское множество (Катаев лично, Катаев + его семья) и враждебную этому обществу силу (советскую власть). Катаев оперирует с этой силой во благо указ. множества, причем при оперировании не стесняется изрекать всякие мимикрические мерзости, потому что для его операций это нужно, а ущерба от этого вообще никакого никто не несет. Ни подлежащего избеганию, ни неподлежащего. В этом и параллель».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 7 из 9 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89Следующая »