2. Отрывок из «Зеркала Магии» Курта Зелигманна

Сложно оставить Таро без более детального изучения по крайней мере одного Аркана. Возьмём первый — фокусника.

16 bateleur_aleph
Рисунки 236-238 слева направо

Его номер первый, к которому в современных картах добавилась еврейская буква Алеф. Почему престидижитатор стоит во главе волшебной колоды? [Зелигманн уточняет, что первый козырь Таро также называется «pagad», таинственной слово, происходящее, согласно Парравичинио, от слова «paghead», что значит «удача (судьба)». Итальянцы интерпретировали это слова как «bagatto» — «savetier» («сапожник»), на столе которого мы видим шило и другие рабочие инструменты]. Это для того, чтобы указать, что вопреки усилиям, которые мы предпринимаем, чтобы понять порядок вещей, мы остаёмся жертвой иллюзии? В кабале Алеф выражает дух живого Бога. Присвоение числа один Фокуснику могло бы сойти за кощунство, Фокусник был недругом учёного и мага, потому что своей ловкостью имитировал волшебство и порождал в людях скепсис. Однако некоторые прорицатели идентифицировали через кабалу персонажа с духом Бога. Буква Алеф, говорили они, написана в позе тела Фокусника, его торс развёрнут вбок и назад, и он поднимает одну руку, тогда как вторая опущена. Он есть Алеф, дух хозяина вселенной, которая расстилается перед ним, как стол фокусника. Все предметы творения собираются вокруг него, как вещи фокусника. Он определяет вверх и них, утверждая также учение Гермеса Трисмегиста, согласно которому всё в нижнем мире — по образу того, что есть в небесах, и человек, микрокосм, содержит все элементы вселенной; изучение человека даст нам понятие обо всех чудесах творения.
Интерпретация, которую даёт Кур де Жебелен фокуснику, весьма сдержана и несёт отпечаток пессимизма учённого времён до Революции. Колода, говорит он, начинается с обманщика и заканчивается безумцем. Человек, который находится между ними, заслуживает такую компанию. Кто был дураком и кто был фокусником во времена Жебелена? Король Франции, политика которого была наполовину жонглированием, наполовину сентиментальностью, позволил всему пойти прахом, а образованные люди и филантропы, избранные вести людей к лучшим временам, забыли, что их мечты и теории не могут насытить голодные массы — готовые атаковать, как разъярённые звери. Фокусник держит народную дубинку, которая сметёт со стола луидоры торговцев, свящённые сосуды духовенства и шпаги знати. Египтяне, говорит Жебелен, считали свои карты Таро от наибольшего числа к наименьшему. Согласно этому, фокусник был аллегорией нижнего мира: «Есть тот во главе правительства, кто указывает, что эта жизнь не более чем мечта, жонглирование, вечная азартная игра, которая зависит от тысячи обстоятельств».
Фокусник из колоды, отпечатанной в Панс в 1500, — это политическая фигура (рис. 238). Одетого пастухом или магом, его изображают дающим совет королю, который склоняется над расстеленной на столе картой. Жест короля выражает одновременно смущение и задумчивость, как будто он пытается решить дилемму. Третий персонаж, королевский шут, слушает с пристрастным интересом, следя взглядом за руками фокусника, который отмечает на карте две различные точки. Может ли фокусник, благодаря своему уму, согласовать противоречивые элементы? Король, шут и фокусник обсуждают судьбу нации. Они не будут иметь успеха, поскольку их усилия высмеяны обезьяной, ищущей блох на спине спящего пса. Алльетт выказывал к этому козырю мало уважения. Он думал, что столь недостойный персонаж не может открывать колоду. Он поместил фокусника под номером 15, под которым находится дьявол в традиционной колоде: «Фокусник, — говорит он, — означает болезнь, хотя его несправедливо рассматривают как символ здоровья». Аллюзия на Людовика Капета (Людовика XVI, получившего фамилию Капет после свержения в ходе Революции), без сомнения. Упрощённые методы истолкования не нравились также известным магам девятнадцатого столетия. Элифас Леви, назвавший Алльетта «вдохновлённым цирюльником», не принял эту грубую идею. Смысл карты должен быть найден в многочисленных плоскостях, говорит он, в божественном мире, в природе, в микрокосме человека, в разуме и в мире теней. Для Леви Таро — это монументальная выжимка из всех древних откровений, ключ к египетским иероглифам, тайне Соломона, рукописям Еноха и Гермеса. Такое понимание открывало новые горизонты для мастеров карт. Под влиянием Леви Папюс дал Магу (далее «фокусник» по смыслу однозначно превращается в «Мага», и видимо с Леви и Папюса и нужно вести отсчёт процесса этого превращения) эту помпезную интерпретацию: «Это Человек в качестве единицы коллективного, принципа мастерства и господства на земле (во французском «хозяин» и «мастер» обозначаются одним словом; таким образом здесь речь идёт одновременно и о «мастерстве» и о «владении, хозяйствовании» ). Именно из этого иероглифического смысла выведены идеи единства и принципа, который его определяет. Человек или микрокосм, единство и принцип, таков смысл Мага. …Но внимательное изучение первого козыря, — продолжает он, — может просветить нас ещё больше».

17 monde_2
Рисунок 239

По Папюсу шляпа Мага имеет форму символа Вечной жизни — бесконечности, как в математике. Меньшая часть рисунка представляет землю, окаймлённую символами природы. В общем случае представлен человек позади стола, на котором размещены чаши, мечи и кусочки золота. Четвёртую эмблему Младших, то есть жезл, он держит в поднятой руке. Обозначение четырёх эмблем объяснено Папюсом в кабалистическом ключе. Они заключают в себе четыре буквы Яхве, тетраграмматон соответствует жезлу, который обозначает активное начало Бога, чаше или сосуду, символизирующим пассивное начало вселенной; мечу — символу равновесия или человека. Вторая (последняя буква) это циклический символ, объединяющий три других начала.
Эти символы, говорит Папюс, соответствуют четырем великим кастам человечества: людям-изобретателям, рыцарям разума; потом людям-хранителям великих истин, открытых изобретателями. Третья каста — это люди меча, защитники духовных завоеваний, воины, рыцари меча. Последняя каста — это масса, множество, из которого появляются первые три касты рыцарства. Эти символы размещены случайным образом на столе фокусника, тогда как 21 Аркан, Мир, окружён ими, размещёнными в четырёх углах карты. Четыре эмблемы Евангелистов ничто иное как тетраграмматон (рис. 239). Две карты дополняют одна другую, числа один и двадцать один в сумме составляют двадцать два, общее число Старших Арканов. В заключении Папюс постулирует, что «наверху рисунка находятся число и еврейская буква карты. Ниже — обычное имя карты. Справа от картины — обозначения Трёх Миров, Божественного, Человеческого, Природного. Ниже размещён для каждой карты её абсолютный ключ, согласно схеме кругооборота слова «lod hé vau he».
Как мы можем использовать эти оккультные аллюзии для интерпретации карты Мага? Это другой вопрос, о котором Папюс не говорит чётко. Элифас Леви утверждал, что «истина должна быть завуалирована, но не скрыта от людей». Мы полагаем, что Папюс набросил на Мага слишком плотную вуаль. Итак, вернёмся к Освальду Вирту, который говорит нам, что эта карта создаёт аллюзию в позитивном значении на следующие качества: инициативный человек, спонтанность в размышлениях, острота здравого смысла и понимания, живость ума, самообладание, независимость, отказ от внушения других, освобождение от любых предубеждений. В негативном или двойственном значении, Маг может интерпретироваться [термины, которые последуют, показывают свойства, квалифицирующие Меркурий / Ртуть] как сноровка, ум, изощрённость, дипломатия, дар убеждения, адвокат, проницательность, ловкость, волнение, непорядочность, агрессивность, лживость, неискренность, шарлатанство и эксплуатация человеческой доверчивости. …В своей метафизической интерпретации персонажа Вирт опирается в основном на интерпретации Папюса. Четыре еврейские буквы, которые обозначают Бога, и четыре эмблемы Евангелистов, по мнению последнего, идентичны. Их синтез был обогащён Виртом, добавившим четыре элемента к этому мистическому тетраэдру:
Диски-Мечи-Чаши-Жезлы
Бубны-Пики-Червы-Трефы
Земля-Воздух-Вода-Огонь
Телец-Орёл-Ангел-Лев

Страницы: 1 2 3 4 5

Страницы ( 4 из 5 ): « Предыдущая123 4 5Следующая »