Базовая ценность инопланетных цивилизаций

——————

Ещё пара примеров космооперных рас и культур, сконструированных подобным образом.

1. Мои селениты, выдуманная мной космооперная раса, о которой я хотел бы ещё как-нибудь поговорить. Базовая ценность — Жизнь.

2. Драки, рептилии-гермафродиты из цикла «Враг мой» Барри Лонгиера, известному многим по одноименному фильму. Автор придумал для драков собственную проработанную религию и философию. Я это читал давно, помню смутно. Но сейчас проглядел текст — кажется, базовой ценностью драков была Цель, а негативным полюсом — «бесцельность». Хорошо иметь Цель, плохо не иметь Цели. Хорошо, когда действия ведут к достижению Цели, плохо, когда действия не ведут к достижению Цели.

Как говорил Шизумаат, великий пророк драков:

«Все, что мы делаем, любая мелочь, направлено на достижение некоей цели. Нет числа целям, и нет числа путям, способам, которыми мы пытаемся их достигать. Цель — это настоящее, измененное так, чтобы в будущем содержалось то, чего нет в настоящем. Однако для достижения одних и тех же целей каждый из нас избирает разные способы, ибо каждый видит все в своем свете. Есть способы и пути, позволяющие достичь цели быстро, способы, которыми цель достигается медленно, способы, которыми цель достигается плохо, и способы, которыми цели вообще не достичь».

И как написано в Талмане, их священной книге:

««Выбор» — не пустое слово, которым я пользуюсь просто так, Арлан: в нем заложена сущность нашей расы. Жить — значит иметь возможность ставить цели: конкретная жизнь невозможна без выбора. А любой выбор означает постановку Цели…
Без цели, Арлан, ты просто занимаешь место в пространстве — не только в этой комнате, в этом ковахе, но и вообще во Вселенной. Либо найди цель, либо уступи место другому, обладающему целью».

3. Фанги, раса из трилогии «Лорд с планеты Земля» Сергея Лукьяненко, написанной в те далёкие времена, когда он ещё был фантастом. Базовая ценность фангов — Красота. Поэтому, когда они вступили в контакт с людьми и узнали от людей, что война — это страшно красиво (как говорил Франсуа Трюффо, не бывает антивоенных фильмов про войну), они решили совместно с людьми создать абсолютный шедевр — тотальную галактическую войну. И чтобы в конце лучший воин землян и лучший воин фангов сошлись в поединке на мёртвой планете, чтобы от их пролитой и смешавшейся крови эта планета ожила! Потому что это будет Красиво.

«Отрешенный пожал плечами. Он опять был мной — беспомощный Бог, властелин Вселенной…
Скажи слово. То, что движет фангами — то, что остановит войну. Иначе я вновь войду в твой разум.
Я усмехнулся, глядя в неподвижное лицо.
— Красота.

(…)

Для вас целью жизни стала красота. То, что естественно — не безобразно. То, что отвратительно — недостойно подражания. Вы жили, навсегда решив, что красиво, а что безобразно. Пока мы не обманули вас.

(…)

— Сергей, народ Фанга всегда знал: смерть — это некрасиво. Убийство — отвратительно. Какой бы ни была цель. Чем бы ни оправдывалась. Мы жили с этой верой — и убивший погибал от одного сознания отвратительности своего поступка. Так было всегда. Пока корабль Земли не принес нам новую правду, новую красоту, новую веру. В нашем языке эти слова едины — но я хорошо знаю ваш язык. Мы удивились. Мы смотрели ваши картины и читали ваши книги. Мы поверили. Вы правы. В войне есть своя красота. В смерти — свое очарование. В жестокости — своя правда.

(…)

— Нес, вы поверили в насилие…
— Мы поняли — и оно может быть красивым.
— Нес, вы ошиблись. Мы лгали себе — чтобы оправдаться.
— Всегда?
— Всегда. С библейских времен и до наших дней. Мы искали оправданий — за то, что вынуждены убивать. За чужую боль, за свой страх. Всегда самые талантливые служили этой цели. Мы делали это красивым — чтобы успокоить совесть. Красота никогда не была главным — лишь инструментом, чтобы оправдать цель — идею, патриотизм, любовь…
— Но для нас главное — красота…
— Мы не знали, Нес! Мы подбирали слова — чтобы оправдать защищавших родину, любовь, веру. Красота была лишь средством…
— А для нас — целью.
— Нес, мы одевали зло в одежды добра и красоты — чтобы выжить. Но кто знал, что мы встретим в космосе расу, чья цель — красота.
— Но для нас нет иной меры, — теперь голос Неса стал едва слышен. — Мы жили, созидая красоту — слов, звуков, образов, поступков. Вы дали нам новую красоту — а ты хочешь доказать, что она была ошибкой».

================

О базовых ценностях, важная для меня цитата:

«Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу — оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас. Ибо написано: “Начальника в народе твоем не поноси” (Исх. 22, 28.).

И апостол говорит: “Бога бойтесь, царя чтите” (1 Пет. 2, 17.), — и: “Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом” (Еф. 6, 5.), — как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благодетельствовать и мучить тело, но не душу. Поэтому следует поклоняться и служить им телом, а не душой, и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22, 21.).

Если ты так поклоняешься и служишь, это не будет для тебя в погибель души, но ты таким образом еще более научишься бояться Бога: ведь Царь “есть Божий слуга” (Рим. 13, 4.), для милости и наказания людям.

Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего — неверие и хула, — такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: “Пойдите, — говорит Он, — скажите этой лисице” (Лк. 13, 32.). И пророк говорит: “Царь надменный погибнет, потому что пути его темны” (Ср.: Иез. 28, 17 — 19; Дан. 5, 20). И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан. 3, 32.)».

И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом».

Преподобный Иосиф Волоцкий, «Просветитель».

В контексте нашего разговора, здесь идёт речь о разнице между базовыми ценностями, в данном случае, «служить Богу, быть хорошим христианином», и производными ценностями, которые вытекают из главных, т.е. «служить Царю, быть покорным начальству». Если возникает конфликт между базовой ценностью и производной ценностью, базовая ценность всегда выходит на первый план.

Хороший христианин — это хороший гражданин. Он законопослушен, он платит налоги, он подчиняется властям и всегда отдаёт «Богу Богово, а кесарю кесарево». Он служит царю, потому что царь служит Богу. Но если возникает конфликт между царём и Богом, царь идёт лесом. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне«. И если твоя мамона — это власти земные, то ты серьёзно неправ.

Да, нужно уважать начальство и покоряться ему, и не возводить на него хулу. Но это если начальник хороший. Если начальник плохой (лукавый, жадный, лживый, злой, высокомерный и т.д.), то он не начальник, он шакал. Ты обязан его любить, как человека, прощать ему его грехи и молится за него, потому что так завещал Христос. Но вот как начальнику ты ничего ему не должен.

Поклоняться и служить — это не в погибель души. Но выполнение преступных приказов, даже под угрозой мучений и смерти, приводит к гибели души. Так это и работает.

И умные люди это понимали даже в конце 15-го века, который, по всем признакам, был довольно-таки дремучим временем.

================

С одной стороны, можно сказать, что все эти концепции изоморфны. Каждая этическая система строится на понятиях «должного» и «недолжного», «желательного» и «нежелательного», это 1 и 0. Просто мы тут называем «желательное» добром, а «нежелательное» — злом. А драки из «Враг мой» называют «желательное» целью, а «нежелательное» — бесцельностью. Короче, все говорят об одном и том же, но разными словами.

С другой стороны, можно сказать, что ни одно слово земного языка не может адекватно передать основополагающие понятия инопланетной культуры, о которых идёт речь. (Слово «татиба» нельзя перевести с японского, и всё такое.) Слава богу, эта проблема чисто умозрительная, так как всех этих инопланетян с их языками на самом деле не существует :).

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2