Институт теоретической ксенологии

(автор: gest)
(2017 год)

 

Я нежно люблю космических уродов…

Я знаю, я это уже говорил, я с этого каждый раз начинаю. Например, давняя запись:

Джон Норман, безусловно, принадлежит к американской фантастической традиции, и его миры — это миры космических уродов.

Если бы Джон Норман был нормальным фантастом (а он им не является, при любом значении слова «нормальный»), его горианский цикл был бы историей про взаимодействие различных разумных рас. Собственно, в центре сюжета находятся три разумные расы разного уровня развития — Царствующие Жрецы (Priest-Kings), курии (Kurii) и люди-гориане. Последние по ряду параметров отличаются от землян, хотя и происходят от них. Земляне там тоже есть, наряду с ещё одним вариантом человеческой расы, но это сейчас неважно.

Ещё раз скажу.

Я рисовал простую треугольную схему, вершинами которой являлись «космические эльфы», «космическое нечто», «космические уроды».

Космические эльфы — это как мы, но лучше нас. Марсиане Богданова («Красная звезда», «Инженер Мэнни») — это космические эльфы. [Богданов, скорее всего, вдохновлялся «марсианским романом» Курда Лассвица, «На двух планетах».] В классической советской фантастике человечество эволюционирует в сторону космических эльфов, через неизбежную стадию космических полуэльфов (красных нуменорцев). Тут царит «принцип Ефремова«, во все края — «некрасивые инопланетянки с плоской грудью не нужны, и их не будет».

Космическое нечто — самоочевидно. Хрень, которую мы не можем понять и не сможем понять. Станислав Лем очень любил подобное. Из недавнего — пришельцы Уоттса в «Ложной слепоте».

Космические уроды — плоть и кровь классической американской космооперы. Они, в принципе, такие же как мы, но со своими биологическими, гастрономическими, репродуктивными и культурными заморочками. С ними можно торговать, воевать, дружить, тешить сексуальные фетиши и вообще заниматься любыми видами деятельности, свойственной разумным существам. Просто они, как правило, «на лицо ужасные» (внутри — как повезёт).

***

Да, Норман не фантаст… но строго говоря, тот же Кир Булычев тоже не фантастику писал, он писал сказки в фантастическом антураже. При этом, интересно анализировать его произведения, как фантастику, хотя, конечно, мир там получается абсолютно безумный. Заявленная детскость и сказочность сюжетов позволяли Булычеву обыгрывать темы, которые были под негласным запретом для «серьёзных» советских фантастов.

[Об этом я тоже хочу как-нибудь написать, советская детская фантастика — это особый жанр, где можно было рассказывать про межпланетную преступность, боевые действия в космосе, зловредные разумные расы и т.д..]

Мир Булычёва — это мир американской космооперы, с космическими пиратами, космическими уродами и т.д., куда переместился СССР, развившийся до гуманной утопии. Как мне когда-то сказал Слава Макаров, «реалии мира Булычёва могли бы вырасти из брежневского СССР эволюционным путём» (чего никак не скажешь о мире Стругацких, или, тем более, о мире Ефремова).

В этом плане, своеобразным преемником Булычёва можно считать Константина Филенко. Филенко, уже в постсоветские времена, написал утопию «Галактический консул» про космический коммунизм в советском стиле, но на базе капитализма и победы США в Холодной войне, при этом осуществлённый в рамках типичной американской космооперной вселенной. Космические уроды, межпланетные империи, загадочные расы-Предтечи, и всё, что полагается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 1 из 6 ): 1 23 ... 6Следующая »