Разум. Мемы и архетипы. §2

Выживанию мемов способствует и желание людей принадлежать к группе: наша социальность требует от нас быть частью общности (как говорил директор Фьюри, человек способен добиться чего угодно, когда знает, что является частью чего-то большего), причём для нормального психологического состояния важно осознание принадлежности как к обширному сообществу, такому как народ или нация, так и к малой группе — семье, кругу друзей, клубу по интересам. И все эти группы создают внутри себя мемы, и все члены группы разделяют эти мемы.

Группа всегда склонна маркировать себя; свой язык, жаргон играет в этом не последнюю роль. Речь даже не о субкультурах, которые первыми приходят на ум; речь вообще обо всём и обо всех. Так, жители одного города или района создают какие-то общие мемы, жаргонные словечки, которые понятны только им и маркируют их именно как жителей этого места.

Чаще всего речь идёт о микротопонимах; вот, как пример микромемов, «народные» топонимы посёлка Металлострой:
«Китайская стена» — дом на Полевой 2/30 (Полевая, 2/Богайчука, 30), отличающийся своими габаритами.
«Озерки» — три озера, разделенные Петрозаводским шоссе.
«Три карандаша» — три 16-этажных дома на Полевой/Богайчука.
«Пьяный дворик» — двор домов № 15-19 по Железнодорожной улице.
«Девятка» — бывший магазин №9 (позже — кафе, игровые автоматы и тд), ул. Центральная, 6.
«Финский посёлок» (устаревшее) — микрорайон улиц Хвойной (больше нет), Полевой, Зеленой (больше нет) и Садовой.
«Самсон» (устаревшее) — пустырь между Полевой и Садовой улицей, где в 80-е годы 20-го века неожиданно забил большой фонтан воды.
«Металлка» — Исправительная колония №5.
«Три поросенка» — три дома, когда-то окрашенные в розовый цвет. После капитального ремонта были перекрашены в другие цвета. Название сохранилось и служит ориентиром для уточнения места встречи у жителей поселка.
«На углу у 2/30» (ныне остановка «Школа») — остановка общественного транспорта, расположенная на пересечении ул. Полевая и Луговая. В связи с переездом в поселок новых жителей в конце 2000-х годов микротопоним стал выходить из употребления.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Металлострой)

Мы не замечаем, как часто прибегаем к такому способ маркировки себя; но именно такие вещи облегчают нам общение с окружающими.

Возможность понимания и оперирования мемами группы — важная психологическая потребность. И да, именно здесь часто людей поджидает опасность утраты критичности: далеко не все мемы стоят того, чтобы позволить себе стать их носителем. Но и полностью обойтись без этого невозможно.

 

Вернёмся к архетипам. Юнг, открывший и описавший архетипы, так определял их:

«Мифология дает почву, закладывает основание. Она дает ответ не на вопрос «почему», а на вопрос «откуда». У древних греков эту разницу мы можем видеть очень отчетливо. Мифология не указывает в точном смысле «причины» («αΐηα»). Она делает это (т.е. выполняет «этиологическую» функцию) только постольку, поскольку, как об этом говорит Аристотель (Metaphysica, V, 2, 1013 a), αίτια суть άρχαί, т.е. начала или первичные принципы. Для ранних греческих философов άρχαί были, например, водой, огнем или тем, что они называли αττειρον, «бесконечное». Следовательно, речь идет не просто о «причинах», а скорее о первичных субстанциях или первичных состояниях, которые никогда не стареют, никогда не могут быть превзойдены и производят все и всегда. Так же обстоит дело и с мифологическими событиями. Они формируют почву, или основание мира, ибо все основывается на них. Они суть άρχαί, к которым восходит все индивидуальное и частное и из которых оно сотворено, в то время как они остаются неподвластными времени, неисчерпаемыми, непобедимыми в первоначальном состоянии, в прошлом, которое оказывается непреходящим, ибо его рождение бесконечно повторяется.

Архетип исходит не из физических фактов, но описывает то, как душа переживает психический факт; при этом душа часто действует столь самовластно, что даже отрицает осязаемую реальность или выдвигает утверждения, которые ее игнорируют.»

К.Г. Юнг «Душа и миф: шесть архетипов»

Архетип — это устойчивая единица информации, общая для большинства людей и переживаемая ими эмоционально сходным образом, история возникновения которой восходит к самому началу формирования культурной среды (второй природы).

Если мемы нового времени могут маркировать группы и сообщества людей, формируя «тайный язык», код узнавания, то архетипы маркируют всю человеческую общность как нечто целое. Архетипы — это то, благодаря чему мы являемся одним видом с психической, а не биологической точки зрения, т.е. это базовый ряд мемокода представителя нашего вида.

«Примитивная ментальность не изобретает мифы, она их переживает. Мифы — это изначальные проявления досознательной души, непроизвольные высказывания о событиях в бессознательной психике…»

Там же

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 3 из 6 ): « Предыдущая12 3 456Следующая »