ТУАИ Якова Фельдмана

===================

Что делает систему Фельдмана по-настоящему интересной, так это предложенная логика взаимоотношений между разными уровнями, а также заявленная им тема Добра и Зла.

Итак. С точки зрения Спиральной Динамики, «каждый уровень хорош для своей ситуации, хотя в долговременной перспективе выгоднее делать ставку на более высокие уровни». У Фельдмана всё строго:

В конфликте двух сторон исход зависит от уровня сторон. Исход может быть одним из трех

  1. Конкуренция — уровни сторон равны
  2. Кооперация, глупый подчиняется — уровни сторон близки (отличаются на единицу)
  3. Агрессия, умный гибнет (уровни сторон далеки)

Это и есть наши «камень-ножницы-бумага». Третий подчиняет второй, второй подчиняет первый, первый бьёт третий, вынуждая того гибнуть или спасаться бегством.

Соответственно, конфликт между людьми, умеющими работать на разных уровнях, превращается в сложное взаимное маневрирование.

Самый красивый пример у Фельдмана, как мне кажется, демонстрирует суть работы идеального учителя. Идеальный учитель владеет всеми чётными уровнями (то есть, он сам достиг восьмого). На любую индивидуальную заявку ученика он может ответить с более высокого уровня, вынуждая ученика подчиниться — или подняться до уровня учителя.

1. Ученик: «Я хочу это!»
2. Учитель: «Это можно — то нельзя».
3. Ученик: «Я лучше всех, я самый сильный!»
4. Учитель: «Для победы нужен ансамбль, в команде ты достигнешь большего».
5. Ученик: «Я собираюсь сделать именно так!»
6. Учитель: «У этой задачи есть лучшее решение».
7. Ученик: «У меня есть новая идея!»
8. Учитель: «Таковы отдалённые последствия».

То есть, если ученик раб, то учитель становится для него господином. Если полководец, учитель становится для него советником. Если творец — критиком и ценителем его творчества.

Если учитель неидеальный, то может сложится ситуация, в которой либо учитель будет ломать ученика об колено (ученик поднимется выше учителя, учитель не сможет превзойти его уровень и резко уйдёт вниз), либо ученик сломает учителя (ученик начнёт использовать низшие уровни, а учитель не сможет к нему опуститься).

Кстати, сразу заметно, что классические американские детские мультики (и ролевые игры) в основном работают с третьим уровнем — и демонстрируют превосходство четвёртого. Именно через последовательность «я лучше всех!» — «чтобы победить, вы должны объединить усилия».

Да. Из принципа, что низший уровень подчиняется следующему, но побеждает-уничтожает-обращает в бегство более высокий, следует интересный вывод. Фельдман пишет, что миф низких уровней в основном строится вокруг героической победы (сильного над умным), а миф верхних рассказывает о трагическом поражении (в результате столкновения сложного с примитивным).

Теперь о зле. Фельдман, по сути, предложил несколько определений зла.

Во-первых, через Бога и дьявола, альтруизм и эгоизм. Бог — это чётные уровни, дьявол — нечётные. Бог может восприниматься, как суровый патриарх, который бьёт нас палкой по голове за нарушение запретов; верховный жрец, определивший каждому его место; Великий Геометр и Архитектор, создавший сложнейшую конструкцию мироздания; или старичок-даос, который бьёт нас палкой по голове лишь тогда, когда хочет помочь нам достичь просветления. Ну и дьявол, соответственно — от примитивных страстей до парадоксального интеллектуализма. (Таким образом, в каком-то смысле, Бог — это идеальный учитель, а дьявол — его непослушный, но гениальный ученик.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 7 из 9 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89Следующая »