Юг. Южная этика

…Помните, slavamakarov выдумал термин либерпанк, для описания нового типа антиутопий, отталкивающихся от текущих западных реалий? Первым образцом там шёл «Новый мировой порядок» Крылова. В «Поведении» Крылов прямо пишет, что НМП — это предельное развитие установок Западной этики, то есть, если довести Запад до края, до абсурда, у нас получится либерпанк.

Крайний Юг — это «тоталпанк», тоталитаризм, классическая антиутопия. Например, Крылов считает, что к Югу тяготел сталинский СССР. Логично — этика «как все, вместе со всеми», всезнающий Вождь, мощный аппарат подавления, репрессий и пропаганды, навязывающий всем одну волю и одну точку зрения. Естественно, в жизни идеал Крайнего Юга оставался недостижимым, но на то он идеал и «панк».

По Переслегину, информационной технологией, обеспечившей возможность создания тоталитарных режимов XX века, стало радио, повторение гонца с приказом и глашатая на площади на новом технологическом витке.

«Для этого необходим определенный технологический уровень. Конечно, и книга, и газета способны управлять поведением человека (потому отдельные короткоживущие и локальные социумы инфернального типа существовали и в доиндустриальную эпоху), но работать только с людьми, воспринимающими печатное слово, хлопотно и дорого.
Иное дело — радио. Информация, доступная всем и везде. И неизбежно простая (потому и доступная, что простая). Организующая. «Коммунизм есть советская власть плюс радиофикация всей страны». Не «белый шум», но «белое излучение».
Изобретение радио открыло дорогу великим идеологическим империям. В соответствии с принципами диалектики попытки построить «идеальное общество» неизменно вели к сотворению ада на земле
».

В фантастике эта тема разрабатывалась дальше. У Оруэлла в «1984» режим Океании держится на тотальном телевещании. У Стругацких в «Обитаемом острове» речь о психотропном оружии, впрочем, этой темы касались не только они. Тотальная слежка, контроль, сбор и учёт информации — это тоже общее место.

Вообще, массовая культура проработала все основные варианты Крайнего Юга.

Например, понятно, что рано или поздно жрецы (или сановники) могут задаться вопросом, а зачем им вообще нужен царь? Он служит источником общей Воли, но систему обслуживают они — какая разница, кто именно пишет приказы? Всё равно большинство населения никогда в жизни царя не видело и не увидит.

Здесь у нас все сюжеты, связанные с конфликтом царской и жреческой власти, со жреческими переворотами, с «виртуализацией» правителя…

Например, в «Силайском яблоке» Назарова все нити управления в тоталитарном обществе сходились в Башню Вождя, где примитивная машина случайным образом ставила на каждый запрос штамп «Да», «Нет» или «Отложить». Стабильность такого общества оказалось просто фантастической; даже всемогущие масоны не могла ничего поделать с властью Великого.

В фильме «Эквилибриум» решающей технологией становится фармакология — граждане обязаны принимать специальные таблетки, отключающие эмоции и чувство прекрасного, после чего им остаётся только копировать окружающих. Но когда герой отказывается от волшебного средства и пытается свергнуть власть Отца, всемогущего диктатора, выясняется, что никакого Отца не существует («почему ты думал, что Отец должен быть более реален, чем любая другая политическая марионетка? Настоящий Отец умер много лет назад»). Отец — виртуальная кукла, оживлённая средствами компьютерной графики, и за право управлять этой куклой, видимо, идёт настоящая закулисная борьба.

Более того, выясняется, что в данный момент под голографической маской Отца скрывается руководитель местной спецслужбы, он же главный мастер и учитель ган-каты («пистолетного боя»). Выходит, что истинная элита была организована по воинскому, аристократическому принципу (у Бощенко это СУ-2, феодализм, власть лучших воинов).

(Создатели фильма не решились на последний трюк — в изначальном сценарии таблетки оказывались безвредным плацебо. Они не превращали людей в роботов, они только позволяли людям снимать с себя всякую ответственность за своё поведение. «Извините, ничем не могу помочь, я просто выполняю приказы, я абсолютно бесчувственен, я принимаю таблетки». По-моему, гениально.)

Ну и, наконец, сюжет о военной элите, в рамках которой начал формироваться аристократический менталитет. Воины захватывает власть (СУ-2), после чего Южная этика начинает трансформироваться в Восточную. Складываются предпосылки для нормального феодализма, возникают настоящие империи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Страницы ( 11 из 12 ): « Предыдущая1 ... 910 11 12Следующая »