Юг. Южная этика

Теперь, я хотел поговорить об экономике Юга.

Крылов пишет:

«В рамках первой этической системы собственностью, как правило, пользуется общество, и распоряжается ею тоже общество…
Разумеется, это касается только тех вопросов, которые интересуют общество. Дикарь, живущий в одном из обществ Юга, не спрашивает у совета племени или у вождя разрешения на то, чтобы взять топор или лук со стрелами. Но когда дело касается дома или поля — все меняется. Без разрешения всех заинтересованных лиц человек ничего тут делать не может.

Общество такого типа считает себя вправе вмешиваться в личные дела (и прежде всего в дела, касающиеся собственности) настолько, насколько этого требует общественный интерес. В таком обществе передел имущества, реквизиции имущества, дележка и т.п. — норма жизни.
Такой способ ведения дел прямо следует из сути первой этической системы. Ее основной принцип — «как все, так и я». Подражание другим вменяется в обязанность каждому. Разумеется, владение и распоряжение вещами является исключительно важной формой поведения, и никакая оригинальность здесь недопустима… Вождь и старейшины (неважно, как они теперь именуются) по-прежнему могут отобрать имущество у кого угодно, отдать его другому человеку, а также активно вмешиваться в то, каким образом человек пользуется «своим» имуществом».

Важный нюанс. Изначально, здесь нет «уравниловки», а противоречие «нищий» — «богатый» изобрели гораздо позже и не варвары.

Вот, как раз: «Здесь важно понять, что это самое «больше» является чем-то чисто количественным, а потому не противоречит понятию «то же самое», поскольку оно — качественное. Разумеется, в рамках понятия о справедливости лучше всего воздавать абсолютно тем же самым, но (как мы уже это обсуждали) чаще всего существует набор представлений о взаимной компенсации тех или иных действий».

Все (свободные взрослые мужчины, имеющие право носить оружие) равны, но некоторые из них равнее других и имеют гораздо больше. Но больше именно в количественном смысле, точно также, как они обычно были сильнее, активней и влиятельней остальных.

Опять же, Бощенко: «Результаты совместной деятельности распределялись по принципу, каждому члену племени небольшую гарантированную долю калорий, и дополнительные калории и лучшие куски тем, кто был наиболее полезен сейчас Социуму, для того чтоб с одной стороны закрепить полезные качества, с другой, чтоб сформировать статусные признаки и тем самым стимулировать других к развитию полезных качеств».

То есть распределение + статусные признаки + механизм взаимной компенсации, некая плата за богатство и силу.

Например, возьмём культуру горианских викингов. С точки зрения Первой этической системы, на подарок надо отвечать подарком, и чем дороже подарок, тем лучше. Поэтому, когда к уважаемому человеку приходят гости, он дарит им подарки сам, этим одновременно задавая ценовую категорию. Они когда-нибудь потом должны отдариться, но не превышая установленную планку — ведь не могут же гости оказаться щедрее и благородней хозяина? Итак, состоятельный человек, ведущий активную социальную жизнь и принимающий много гостей, должен постоянно на них тратиться. Их последующие подарки частично компенсируют ему потери, но не до конца.
В реальной истории тоже можно найти примеры подобного. Вспоминаются скандинавские вожди, раздававшие на пиру золотые монеты и кольца. Или обычай потлача у североамериканских индейцев, когда богатые члены племени раз в несколько лет раздаривали или ритуально уничтожали значительную часть своего добра. Это и есть так называемая «экономика престижа». Богатый человек легко заработает (завоюет, украдёт) новое имущество, как заработал это. Взамен он приобретает престиж, вес в обществе, поддержку других людей, право на независимое поведение.

Естественно, первым добро распределяет вождь, и обычно в свою пользу.
Помните, один из девизов варвара у Переслегина, «лучшее оружие и лучшую женщину — мне»? Здесь то же самое.

«Настоящее варварство еще не там, где все ходят с дубинами (и каждый может сделать себе такую же дубину). Настоящее варварство начинается там, где все ходят с дубинами, но вождь и его охрана носят стальное оружие (которого данный варварский народ делать не умеет), а еще лучше — с автоматами и гранатометами… Африканский вождь на «джипе» и с «калашниковым» на шее; пуштун со «стингером» на плече — вот это и есть варварство».

Сравните: «описывая бога войны, я как-то сказал: «Он ещё помнит время, когда войском командовал лучший воин, командовал — по праву сильного, или был лучшим — потому что был главным, и мог позволить себе лучшее оружие и доспехи»».

С другой стороны, а кому ещё доверять лучшее оружие, как не лучшим воинам? А у варваров это как раз будут вождь и его свита. Но и да — они командуют по праву сильных и забирают себе лучшее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Страницы ( 7 из 12 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89 ... 12Следующая »