«13 убийц» и восточная этика

Синзаэмон собирает 11 верных людей — итого, вместе с ним, 12 бойцов. Потом к ним присоединится ещё один случайный персонаж, тринадцатый (деревенский самурай в старом фильме, лесной охотник в новом). Надо ли говорить, что до родного поместья Нарицуги не доехал?

Оба фильма заканчиваются одной фразой — правительству сообщили, что лорд Мацудайра Нарицуги в пути заболел и скоропостижно скончался. Новый фильм затем добавляет, что через 23 года сёгунат рухнул и настала эра Мэйдзи — возможно, во всём произошедшем был какой-то глубокий исторический смысл.

Сюжетный антагонист Синзаэмона — не сумасшедший лорд, а начальник его охраны, Кито Ханбей. У Ханбея нет никаких иллюзий насчёт того, кого он охраняет, но самурайская честь требует защищать господина до последней капли крови. Синзаэмон планирует убийство, а Ханбей делает всё, чтобы ему помешать. Он, в общем-то, неплохой человек — умный, благородный, храбрый. Просто он верно служит чудовищу.

В обоих фильмах победной стратагемой Синзы оказывается вариация на тему «французского» плана. Найти по пути из Эдо нужное место — маленький городок, расположенный сразу за мостом, буквально несколько домиков, постоялый двор, таверна, конюшня и сопутствующие строения. Выкупить этот населённый пункт у местных жителей, целиком. За несколько дней превратить его в смертельную ловушку, в «крепость наизнанку», в которую легко войти, но из которой трудно выбраться. Когда кортеж Нарицуги въедет на единственную улицу — обрушить за ними мост и дать бой. Затем остаётся только перебить его охрану и убить его самого.

Естественно, сначала нужно было сделать так, чтобы Нарицуги поехал по этой дороге. Синза попросил самурая клана Овари — того самого, у которого Нарицуги погубил сына и невестку — перекрыть дорогу от имени своего господина. Якобы клан Овари объявляет Нарицуги персоной нон-грата в связи с нарушением им законов гостеприимства. После этого у Нарицуги остаётся два варианта — отправить свой багаж и слуг через земли Овари, а самому со свитой сделать крюк налегке, чтобы заехать в гости к соседнему феодалу (тогда он попадает в ловушку Синзы), или отказаться от всех визитов и скакать домой кратчайшей дорогой. Тонкость в том, что в этом случае над Нарицуги будет смеяться вся Япония — гордые Овари указали ему на дверь, а он сразу наложил в штаны и убежал в родное поместье, прятаться.

Пусть смеются, говорит Ханбей. Через год господин станет старшим государственным советником, тогда все остряки заткнутся. Речь ведь о жизни и смерти, мы не можем рисковать! Но тут Нарицуги упёрся рогом. Для самурая честь господина превыше всего, любой самурай скорее пожертвует собой, чем превратит своего господина в посмешище, и так далее. Мы никуда не побежим. И приказывает своему кортежу следовать по дороге, ведущей к следующему пункту назначения — и к смерти.

О, там пафосная сцена, одинаковая в двух фильмах, когда Нарицуги подъезжает к мосту, ведущему на земли Овари, и читает объявление, что ему запрещено там появляется. А с той стороны уже стража стоит. Но Нарицуги же псих, так? Он рубит столб с объявлением и бежит по мосту с мечом наголо — дескать, кто вы такие, чтобы меня останавливать? Старик-самурай ему спокойно представляется: я тот, у кого ты убил сына, помнишь? Давай, попробуй, пройди сквозь меня. А из-за его спины выбегают солдаты с ружьями и берут Нарицуги на мушку.
…Если бы старый самурай скомандовал «пли!», фильм бы на этом сразу кончился. Или он мог сам взять ружьё и пристрелить Нарицуги — дедушка старый, ему всё равно. Но это же японский фильм, там так не принято. Нарицуги сдувается и отходит (его оттаскивает его собственная охрана), а старик с чувством выполненного долга делает себе харакири.

Общая идея — риск, на который пошёл Синза. Нарицуги мог поехать этой дорогой, а мог и не поехать, проявить здравомыслие, послушать Ханбея. Или дело с Овари могло не выгореть, ведь никакого приказа на самом деле не было. Но как он объясняет своим людям, «нас тринадцать, а их — несколько десятков. Мы вынуждены пойти на риск, чтобы попытаться уравнять шансы. Остаётся надеяться, что небеса будут на нашей стороне». И Синза оказался прав. В какой-то момент процессия буквально растворилась в воздухе — Ханбей увёл её с дороги и затаился, пытаясь угадать план противника и спровоцировать его на ошибку. Остальные бойцы почти уже поверили в то, что Нарицуги пошёл другим путём, и надо его догонять пока не поздно, но Синза их удержал. «Это наша лучшая позиция, и мы с неё не сойдём. Десятки всадников не могут незаметно передвигаться по стране — значит, они стоят на месте и ждут. И мы будем ждать. Рано или поздно, они появятся».

И они появились.

«13 убийц», фильм 1963 года

Это, пожалуй, будет просто перечень вещей, которые так или иначе привлекли моё внимание…

«Исторически коку определялся как среднее количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течение года. Вес 1 коку риса приблизительно равен 150 кг. Число коку риса являлось также основной мерой богатства и служило денежным эквивалентом в средневековой Японии. Например, размер жалованья самурая определялся в коку, доходность провинций тоже определялась в коку».

Старый фильм полон конкретики. Мы знаем, сколько коку у всех главных героев. У Синзаэмона — 750, у Ханбея — 1000, у клана Акаси — 100 000, у клана Овари — 600 000. У маленького клана, в гости к которому собрался заехать Нарицуги — 12 000.

«Мы идём на войну против клана Акаси с доходом в сто тысяч коку! Как это правильно!» — восхищается помощник Синзы.
«Неужели я оказался в этом положении из-за тысячи коку в год?», — спрашивает себя Ханбей.
«У него семьсот пятьдесят коку, у нас сто тысяч, какого чёрта мы его боимся?!» — психует Нарицуги.

Называют и звания героев. В старом фильме чётко показано, что речь о гражданских чиновниках. Чтобы вы ощутили специфику, дело обстоит примерно так: министр вызвал к себе главу столичного департамента и попросил его решить проблему. Главный инспектор вызвал своего зама, тот подключил к делу начальников двух отделов, те подыскали по паре надёжных человек среди своих подчинённых. Итого, из ста семидесяти человек, которые теоретически подчиняются главному герою, в бою можно задействовать… семерых. Плюс сам господин главный инспектор Симада Синзаэмон, итого восемь. Плюс члены семьи и приравненные к ним лица — племянник Синзаэмона, ученик Синзаэмона и ученик ученика, совсем ещё молоденький мальчик. Уже одинадцать. И ещё один ронин, согласившийся участвовать в предприятии за отдельную плату и из общей симпатии к делу. Тринадцатый воин присоединится к отряду позже, уже на месте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 2 из 8 ): « Предыдущая1 2 34 ... 8Следующая »