«13 убийц» и восточная этика

Что касается отношений Синзы с племянником, то это, скорее, комментарий к состоянию японской молодёжи в начале шестидесятых годов 20 века :). Племянник не хочет быть самураем, а хочет жить в квартале гейш и зарабатывать на жизнь музыкой. Когда дядины друзья пытаются взять его в дело, он отказывается — «позовите меня, когда вам будет нужен музыкант». Короче, «не хочу учится и работать, хочу слушать западную музыку и целыми днями бренчать на гитаре».

Тогда дядя приводит неотразимый аргумент. Он говорит, что в молодости сам был таким, и тоже мечтал стать музыкантом, но потом выяснил, что «проще жить и умереть самураем, чем научится играть на этой штуке». Он просит племянника передать ему сямисэн и пилит убийственное соло.

Племянник раздавлен. Как музыкант, дядя его выше на голову. Перед лицом подобной демонстрации истинного мастерства, ему остаётся только принять свою самурайскую судьбу и следовать за остальными.

Вот мы и дошли до финальной битвы. Я догадываюсь, что создатели старого фильма хотели снять очередную вариацию на тему «Семи самураев». Несколько интересных персонажей, мудрый предводитель, случайный деревенский самурай («седьмой» и «тринадцатый», соответственно). Безликая масса противника — сорок человек у Куросавы, пятьдесят — в «Тринадцати убийцах». Городок-деревенька, превратившийся в смертоносную ловушку для нападающих, и победа, купленная дорогой ценой. Новые элементы, привнесённые в фильм для оригинальности — герои не защитники, а убийцы, и не самураи без господина, а правительственные чиновники, плюс больший упор на политику, интриги и большую стратегию.

У них не получилось. С одной стороны, героев никак нельзя назвать яркими. Четыре младших инспектора похожи, как две капли воды (не помогает и то, что у них у всех одинаково выбрита макушка, согласно обычаю того времени). Ронин и деревенский самурай волосы не бреют, и этим отличаются от остальных, но не между собой (я их всё время путал). Тринадцатый воин вообще никакой.

А главное, финальная битва тоже кажется скучной, это отмечает ряд рецензий. Я думаю, так вышло не специально, просто провал хореографии, но и это в каком-то смысле работает на общую концепцию. Перед нами не машины убийства, а люди, которые занимались фехтованием в качестве хобби. Для всех участников это первый бой, но у убийц преимущество — они сражаются по заранее разработанному плану, на подготовленной местности, да и с психологической точки зрения им легче — они несколько дней или даже недель настраивались на этот безнадёжный бой.

Вот самураи клана Акаси прошли по главной улице населённого пункта и упёрлись в баррикаду, дальше пути нет. Из-за баррикады в них летят стрелы. Кто-то начал искать обходные пути и свернул в переулок между домами — таких умных оказалось много, и они все набились в узкий проход, как сельдь в бочку. Впереди тупик, над головой деревянная решётка, по крышам бегает один из убийц и методично колет вниз копьём.
Вот дело дошло до уличных боёв. Убийца выхватывает меч и с криком бежит на самураев. Самураи пятятся и бегут от него. Упираются в стену, разворачиваются, вытягивают перед собой мечи и идут на убийцу. Тогда он бежит от них. И так несколько раз.

В конце концов, Ханбей увлёкся боем и начал с кем-то радостно рубиться.
А Нарицуги, тем временем, запаниковал, впал в истерику, оторвался от основных сил и нырнул в ближайшую дверь. Так он и бродил по каким-то складским помещениям, пока не нарвался на Синзу. Шах и мат.

Ханбей успел уже к шапочному разбору. Его лорд мёртв. «Честный поединок, один на один!» — рычит он и бросается на Синзу. А тот поднимает меч… и подставляется под удар. «Почему ты не защищался?!» — кричит Ханбей, и тут же получает в спину копьё — это сработал один из людей Синзы. «Почему ты не защищался?» — шепчет смертельно раненный Ханбей, опускаясь рядом со смертельно раненным Синзой. «Чтобы сохранить свою честь, я должен был убить твоего господина. Чтобы сохранить свою честь, ты должен был убить меня». Всё к лучшему, так? Синзаэмон убил Нарицуги, Ханбей отомстил за господина и убил Синзаэмона, люди Синзы отомстили за него и убили Ханбея. Каждый выполнил свой долг. Хэппи-энд.

«Синза… я сквитаюсь с тобой… на том свете…» — и с этими словами Ханбей умирает. Бой окончен.

Синзаэмон продемонстрировал своё абсолютное превосходство. Он выполнил задание, убил Нарицуги, переиграл Ханбея стратегически, разгромил тактически да вдобавок лишил шанса на честную победу в поединке. А ещё он на сямисэне играть умел! Ради победы Синзаэмон пожертвовал своей жизнью, своей должностью, своим состоянием — оно ушло на покупку населённого пункта и превращение его в укрепрайон — своим лучшим учеником и учеником своего ученика. Всё это свидетельствует о его безупречности.

С Ханбеем всё наоборот. Мало того, что он служил сволочи, так он ещё не выполнил свой долг. Он не разгадал стратагему Синзаэмона. Он упустил господина из виду и дал его убить. И после всего этого, он вызывал Синзу на дуэль — ради чего? Ради шанса победить и потешить этим своё тщеславие? Синза и преподал ему последний урок — хочешь меня убить? Убей. Полегчало?

Видимо, не сумев снять пафосный финальный бой — и пафосный финальный поединок — авторы фильма решили сделать упор на общее ощущение от жестокости и бессмысленности войны. Нарицуги мёртв, наши победили, дан общий сигнал об отступлении. Лучший воин среди нападавших, Кудзюро, ученик Синзаэмона, вдруг сталкивается с одним из выживших самураев клана Акаси — чуть ли не последним из них. Тот уже ничего не понимает, только размахивает оружием. А затем у Кудзюро ломается меч, он пытается убежать, но тщетно. Юный ученик Кудзюро приходит на помощь учителю, но впавший в панику самурай Акаси рубит и его, и безоружного Кудзюро. В результате на наших глазах гибнут три поколения мастеров, прерывается целая фехтовальная традиция.

А вот племянник Синзы находит среди трупов ронина, который воевал в их отряде за плату, переворачивает тело, достаёт кошелёк покойного и вытряхивает монеты. Может быть, это должен был быть трагический кадр, что-нибудь о том, что бедняга так и не успел потратить заработанные деньги. Для моего западного глаза это выглядело скорее так: «Что значит, мародёрство?! Мёртвому деньги всё равно не нужны!»

И последним кадром — по бескрайнему, залитому водой рисовому полю бредёт тот самый единственный самурай Акаси, который убил Кудзюро. Затем он бессильно падает на спину и начинает истерично хохотать. Он победил. Он выжил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 4 из 8 ): « Предыдущая123 4 56 ... 8Следующая »