«13 убийц» и восточная этика

Когда лесной дух попробует остановить Нарицуги, тот внезапно метнёт ему в шею свой короткий меч. Безумный лорд опаснее, чем кажется на первый взгляд.

Бой стихает. С Нарицуги остаётся Ханбей и два самурая. Они смогли вырваться из города — но на пути у них стоит Синзаэмон с племянником, последние из тринадцати. Ханбей выходит вперёд. «Бой один на один — сколько в этом благородства и элегантности!» — Нарицуги отпускает очередной комментарий «от зрителя». Ханбей и Синзаэмон обмениваются ударами.

«Как я скучал по нашим поединкам!» — вздыхает Ханбей.
«В додзё мы всегда были на равных», — отвечает Синза. Ханбей бросается вперёд. Синза бьёт ногой по луже и запускает комок грязи в глаза Ханбею. Секундное замешательство начальника охраны позволяет Синзе нанести смертельный удар. Поле битвы — это не додзё. Отрубленная голова Ханбея катится под ноги Нарицуги. Тот спокойно «отпасовывает» её обратно, демонстрируя полное презрение к любым нормам морали.

Тут уже не выдерживает Синза. «Да как ты смеешь пинать его голову! Он за тебя жизнь отдал!»
«Если ты убьёшь меня, можешь пнуть мою голову», — милостиво разрешает Нарицуги.

«Именём сёгуна и народа нашей страны, ты ответишь за свои преступления!»
«Народ создан, чтобы подчиняться. Править — удел повелителя».
«Ты на вершине, потому что тебя держат те, кто внизу! Но настанет день, когда слуги восстанут против господ!»

Тут я даже слегка опешил. Самурайский боевик с элементами соцреализма — такого обычно от китайцев ждёшь. Но раз фильм заканчивается титром, что через 23 года сёгунат рухнул и настала эра Мэйдзи, то это, видимо, и была та самая революция и победа демократии.

Последних двух охранников берёт на себя племянник. Синза чудовищно устал. И всё равно он идёт вперёд. «Знаешь, в чём твоя ошибка?» — кричит он Нарицуги, — «Ты думаешь, что твой меч настоящий. Но это церемониальная игрушка! Им нельзя никакого убить!»
«Это боевой меч», — удивляется Нарицуги.
«Нет! Твой меч — такая же фальшивка, как и ты сам!»
Нарицуги не выдерживает насмешек, выхватывает меч и наносит удар. Клинок входит в тело. А Синза делает шаг вперёд и рубит своим мечом. У него не было сил для сложных фехтовальных приёмов, для того, чтобы оценить силу противника. Он не мог рисковать поражением — и выбрал самый простой способ. Когда Нарицуги всадил меч в Синзу, он утратил возможность разорвать дистанцию или парировать ответный удар.

Смертельно раненный Нарицуги ползает в грязи и кричит, что ему больно и страшно, этим удовлетворяя наше чувство мщения. Окровавленный Синза продолжает стоять. «Неужели ты можешь испытывать боль?» — спрашивает он, и это звучит почти как «не верю» Станиславского. Нарицуги вдруг замолкает и поднимается. Его лицо покрыто грязью, в нём не осталось ничего человеческого — лишь серо-зелёная маска, на которой различимы глаза и рот. Это демон.
«Спасибо тебе, Синзаэмон», — говорит маска, — «Это был лучший день моей жизни!»
«Всегда пожалуйста», — отвечает тот и сносит нечисти голову.

Симада Синзаэмон умирает от ран. «Живи, как хочешь», — говорит он племяннику перед смертью. Племянник бредёт среди руин и трупов. Тут перед ним появляется лесной дух. «Как вы могли убить лорда, не дождавшись меня?!»
«Ты что, бессмертный?!» — восхищается племянник, и, как мне кажется, угадывает.

«Не люблю, когда вокруг много самураев», — говорит бессмертный лесной дух. Потом он спрашивает племянника Синзы, что тот собирается делать, после всего этого.
«Не знаю… надоело быть самураем. Стану разбойником. Самым знаменитым разбойником в Японии! Уеду в Америку… буду заниматься любовью с женщинами».
«Это правильно», — одобряет лесной дух.

Класс :). Конечно, это анахронизм — на дворе 1844 год, какие мечты об Америке? Какая Америка? Но всё равно — вот за это и воевали. Чтобы каждый мог жить, как ему хочется и ездить в Америку. Триумф западной этики :).

И ещё раз. Я болел за лесного духа. Я расстроился, когда его убили. Когда оказалось, что он действительно бессмертный, я простил фильму все недостатки! В моей личной и субъективной трактовке, лесной дух специально подставился под короткий меч Нарицуги — уж больно ловко безумный лорд метал свой вакидзаси. А если бы он кинул его в спину Синзе во время поединка с Ханбеем? Демону плевать на честь. А так, лесной дух естественным образом изъял опасное оружие, и позволил смертным сделать остальную работу.

«13 убийц», случайные мысли во время просмотра

Теперь совсем личное и субъективное :).

Когда я смотрел фильм 2010, в первый раз, в кино, я подозревал, что сюжет окажется следующим. Что убийц, так или иначе, будет двенадцать, а тринадцатым окажется Ханбей. Самураям клана Акаси удаётся отбить нападение, Синза произносит последние слова и умирает, Нарицуги выбирается из города — и тут Ханбей прозревает и убивает его.

Почему убийц будет именно двенадцать? Может, лесной охотник как присоединился, так и отцепится. Или один убийца изначально был подставным — допустим, Ханбей внедрил в отряд своего лазутчика. Это же логично, если он знает, кто именно готовит покушение, и знает, что тому нужны люди?

Вот и получается этакая двойная рокировка. Ханбей знал, что в лагере Синзы есть слабость, он сам её создал. Но и Синза рассчитывал на слабость в лагере Акаси, и видел эту потенциальную слабость в Ханбее. Героическая гибель Синзы сумеет заронить в его душу сомнение, он поймёт, что есть вещи и поважнее клана, что нельзя позволить демону и дальше творить свои преступления. Ну и прикончит его. Так сказать, свой долг самурая Ханбей выполнит от и до — защитит господина от всех внешних врагов. Сохранит честь. А остальное уже будет выражением частного мнения и личной позиции.

Я до последнего ждал, что именно этим всё и кончится. Но главный твист состоял именно в отсутствии твиста — убийцы собрались убить Нарицуги и они его убили, несмотря на все попытки Ханбея им помешать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 7 из 8 ): « Предыдущая1 ... 56 7 8Следующая »