ТУАИ Якова Фельдмана

(автор: gest)
(2011 год)

В сети об ТУАИ (Теория уровней абстрактного интеллекта) можно почитать на сайте Я. Фельдмана, там много разного.

Да, я и его книги читал :). [Отсюда локальный мем «Я, Фельдман»; «Я. Фельдман» — инициалы автора, и в книге постоянно встречаются обороты вида «Эту теорию изобрёл я, Фельдман», «мной, Яковом Фельдманом, было установлено…»]

Краткая суть — существует восемь уровней мышления-восприятия-организации. (На самом деле, десять, потому что есть ещё девятый и нулевой, «всё» и «ничего».) Очень похоже на Спиральную Динамику, но не она.

Выглядит это примерно так:

Я свёл в таблицу основные характеристики восьми уровней, как они проявляются в индивидуальном мышлении и в человеческом обществе:

Уровень Восприятие Принцип Предмет Вопрос Мышление Признак Стадия развития Типичные представители
1 Один объект Узнавание, наименование Вещь, материя Что? Магическое Толпа у костра Дикость Рабы, чернь
2 Много объектов Различение, разграничение Пространство Где? Моральное Свои — чужие Варварство Крестьяне, общинники
3 Один процесс Упорядочение, предельный переход Время Когда? Эстетическое Тотальная конкуренция Античность Офицеры, дворяне
4 Много процессов Параллельные ряды Роль Как? Ролевое Ролевая стабилизация Феодализм Учителя, священники, проповедники, чиновники
5 Одна карта Таблица, полный классификатор Случайность Кто? Азартное Риск, частная инициатива Возрождение, Реформация Торговцы, капиталисты, игроки, путешественники
6 Много карт Моделирование, прогнозирование, проверка теории Причинность Почему? Теоретическое Наука, право Правовое государство Учёные, юристы, писатели
7 Одна система Противоречие, парадокс Оригинальная идея А что, если..? Парадоксальное Инновация Информационное общество Изобретатели, философы
8 Много систем Интуиция Отдалённые последствия А зачем? (А с другой точки зрения?) Универсальное Учёт отдалённых последствий Глобальное общество Ясновидцы, святые

Что можно сказать по поводу этой таблицы?

Долгое время я не понимал, почему «ролевое мышление», четвёртое — это «как?», а «азартное», пятый уровень (свобода, поступок, etc.)— «кто?» С первыми тремя уровнями, «что?», «где?», когда?» всё понятно :).

Потом я задумался о детективном жанре, и как-то само собой выделил три уровня. Задачи о «запертой комнате», невозможные убийства, на которых специализировался Джон Диксон Карр, строятся вокруг вопроса «как?». Труп найден застреленным в запертой комнате, орудие убийства отсутствует, как убийце удалось провернуть этот фокус? В детективах Агаты Кристи главный вопрос — «кто?». Само убийство может быть банальным — отравили, застрелили, закололи, число действующих лиц ограничено, убийцей мог быть каждый, ведущий расследование детектив должен методично перебрать все кандидатуры и установить виновника. Но самом деле, очевидно, что детектив, как жанр, может спокойно обойтись и без запертой комнаты, и без замкнутого пространства. Просто в таком случае детективу необходимо установить, какие чьи интересы стояли за преступлением, какие силы столкнулись. На первый план выходит вопрос «почему?» Так что, да, образуется очевидная иерархия, «орудие и способ» — «исполнитель» — «мотив»; «как?», «кто?», «почему?»

Второе. Если сравнивать эту систему со Спиральной Динамикой, сразу видно одно важное отличие — в Спиральной Динамике шестому уровню соответствует «зелёный», и это курящие травку хиппи-пацифисты. Ещё один нюанс — у Фельдмана офицеры занимают третий уровень, а у Грейвза попадают в четвёртый, «синий» (порядок, дисциплина, иерархия). Аристократов у Грейвза и его последователей нет вообще, это ведь американская концепция. Таким образом, третий уровень Фельдмана будет, скорее, «красно-синим» (а второй, соответственно, «фиолетово-красным»). Сходство с Грейвзом заключается в чередовании индивидуалистически-эгоистичных (нечётных) и коллективно-альтруистичных (чётных) уровней. Более того, если у Грейвза седьмой, «жёлтый» уровень был способен эмулировать все предыдущие, то у Фельдмана седьмой уровень понимает все нечётные, а восьмой — все чётные. О фундаментальных различиях между Фельдманом и Грейвзом речь пойдёт в следующей части.

Будучи отечественной системой, теория Фельдмана хорошо стыкуется с переслегинской теорией менталитетов. Второй уровень — варвар, третий уровень — аристократ, четвёртый уровень — интель, пятый уровень — буржуа. (Именно поэтому буржуа идёт после интеля!) Другое дело, что шестой уровень Фельдмана по Переслегину опять попадает в интели…

Можно связать её и с классической иерархией варн. Первый уровень — шудры, второй уровень — вайшьи, третий уровень — кшатрии, четвёртый уровень — брахманы. Пятый уровень в традиционном обществе мог занимать только правитель, император. Таким образом, современный бизнесмен действует на уровне, которого достигали лишь величайшие цари древности.

Например, когда Игорь Гришин пишет, что в древности в го разрешалось играть только императорам и мудрецам, которые помогали им совершенствоваться в стратегии, он имеет в виду, что игра в го помогает развивать пятый уровень (и все последующие). Поэтому сейчас го актуально для бизнесменов. Кому достаточно четвёртого уровня, может играть в шахматы.

Пример из Фельдмана, или почему в России проблемы с оптимизацией ресурсов и поддержкой инноваций:

«[Существуют следующие] логики:

2. От звонка до звонка.

3. Целедостижение любой ценой.

4. Согласование параллельных процессов.

5. Быстрые решения.

6. Оптимизация ресурсов.

7. Поддержка инноваций.

«Поддержка инноваций» — это город №7 (Логика №7).
«Оптимизация ресурсов» — это город №6 (Логика №6).

Наши управленцы в этих городах не бывают никогда! Эти две логики живут за пределами их мышления. А где же они бывают, пребывают, живут? Какова в этом смысле их психология?

Четыре группы

На производстве, о котором идёт речь, работают четыре группы людей, у них четыре разные логики, четыре определённые психологии. Эти люди «проживают в городах» 2-3-4-5 соответственно.

Генеральный директор

Город №5 называется «Быстрые решения». Только Генеральный директор имеет право быстро принимать независимые решения. Только он фактически независим. Остальные такого права не имеют. Они зависимы.

Руководители

Город №4 называется «Согласование параллельных процессов». Здесь проживают директор и его заместители, главный инженер и его заместители. Они приводят завод в порядок, раздают задания (роли) и следят за их выполнением.

Начальники отделов

Город №3 называется «Целедостижение любой ценой». Здесь проживают начальники отделов. Руководство не спрашивает, как они достигают цели — любым способом, любой ценой. Не можешь — уходи.

Рядовые сотрудники

Город №2 называется «От звонка до звонка». Здесь проживают рядовые сотрудники. Иногда им ставят задачи, иногда нет. Иногда задачи решаются в срок, иногда с опозданием. Иногда не решаются вовсе (или решаются не те задачи). На самом деле, это не главное. Главное — быть на рабочем месте от звонка до звонка.

Эпоха и мы

Данная коллективная психология, то есть распределение логик между участниками производства, вполне соответствует доиндустриальному производству (термин буржуазной историографии) или, что то же самое, феодальному обществу (в терминах Маркса-Ленина).

Жители города №2 — типичные крестьяне. Их время циклично, их действия цикличны, их жизнь циклична.
Жители города №3 типичные дворяне-офицеры. Их время линейно, их жизнь пряма, они стремятся к цели любой ценой. Они принуждают крестьян (порой насильно) к труду более напряжённому, чем тем бы хотелось.
Жители города №4 по своей психологии соответствуют священникам или партийным работникам советской эпохи. Они наводят мир там, где дворяне офицеры готовы начать войну. Они упорядочивают общество, давая каждому определённую роль, следя за выполнением правил и ролевых норм.
В городе №5 живёт один человек — генеральный директор. Он один принимает быстрые решения. Это самодержец, император, король, генсек.

В XXI веке с такой феодальной психологией остаётся только проедать ресурсы, накопленные предками и природой, — заработать и накопить, увы, не удастся.

Что же делать?

Первый вариант. Предприятие переходит с психологии 2-3-4-5 на психологию 3-4-5-6. Это индустриальное общество (согласно буржуазной историографии) или капитализм (в терминологии Маркса-Ленина).
Второй вариант. Предприятие переходит сразу к психологии 4-5-6-7. Это (в буржуазной историографии) постиндустриальное или информационное общество (у Маркса-Ленина ничего об этом нет). В СшА эту эпоху фиксируют не ранее 1980 года — с появлением персональных компьютеров на столах рядовых управленцев.

Первый вариант

Генеральный директор начинает думать об «оптимизации ресурсов». Для этого он вводит в жизнь единую информационную систему предприятия, данными которой пользуется лично, прямо считывая их с монитора! Если он не может сделать это сам, это делает его независимая экспертная группа, но он следит, что данные идут прямо из системы, минуя информантов-посредников! Эксперты принимают решения не только быстро, но и обосновано. У них есть теперь основания!

Руководители начинают сами принимать «быстрые решения». Они не боятся, что в случае ошибки их уволят или будут на них орать нечеловеческим голосом. При свободном решении ответственного и компетентного специалиста плюсы перевесят минусы! Теперь это храбрые руководители, свободные люди!

Начальник отдела теперь «согласует параллельные процессы». Он раздаёт роли и следит за их исполнением. Не справляется подчинённый с этой ролью — дадим другую. Но где подобрать исполнителей? Это непростая проблема. Зато — никаких иллюзий, никакого обмана.

Рядовые сотрудники теперь «достигают цели любой ценой». Не можешь — уходи. А кто же работать будет? Тот, кто умеет. Набирать-отбирать молодых-неопытных, но способных. Платить им!

Вариант второй

Генеральный директор прямо переходит к «поддержке инноваций». Он слушает не только своих экспертов. Он (пусть и с экспертами) слушает каждого, у кого есть идея, у кого есть, что сказать, будь то сантехник, сварщик или человек с улицы. Да, это требует психологической выносливости, интеллекта, культуры общения — но зато какой результат здесь возможен!

Руководители переходят к «оптимизации ресурсов». Они смотрят на экран монитора и принимают решения на основании того, что там увидели! (Фантастическое зрелище!)

Начальники отделов теперь принимают «быстрые самостоятельные решения». Это — теперь — свободные люди!

Рядовые сотрудники теперь ведут и «согласовывают несколько параллельных процессов». Конструктор не стоит больше за кульманом. Нет больше кульмана, только персональный компьютер! Нет больше рукописных технологических и маршрутных карт, только экран монитора или — в крайнем случае — бумажная копия экрана».

Понятно, что в своей жизни человек может использовать самые разные уровни — если только он в себе их развил. А вот социум стремится загнать человека в определённые рамки, связанные с уровнем самого социума.

Потом. Фельдман делит восемь рабочих уровней на четыре группы, по парам. Если речь о людях, то это Потребители (1-2), Трансляторы (3-4), Авторы (5-6) и Странники (7-8). Первые три группы образуют естественную иерархию — высшие производят инструкции и информацию, средние передают, низшие потребляют. Странники отличаются от Авторов тем, что они, достигнув вершины в выбранной иерархии, переходят на новое место, проходя заново весь путь, или создают новую иерархию на пустом месте. Фельдман пишет: «В некоторых случаях возможно произвольное перемещение — уровень 9 (отличается от движения по маршруту уровней 7 и 8). Стратегию уровней 9 мы называем «притворщик» (по названию американского фильма, где главный герой демонстрирует эту стратегию)«. Короче, если выделять запредельный, девятый уровень, то это универсальный шпион, джокер, способный демонстрировать полную компетенцию даже в ранее неизвестных ему областях.

Стихия и состояние вещества Стратегия Главное, это … Социальные табу Ценность Оплата труда
Камень, Твёрдое Потребитель Материальное Не убий — неприкосновенность тела Польза Сдельная
Вода, Жидкое Транслятор Социальное Не укради — неприкосновенность собственности Добро Повременная
Воздух, Газообразное Автор Культурное Не плагиатствуй (не лжесвидетельствуй) — уважение к автору и тексту Истина От прибыли
Огонь, Плазма Странник Духовное Не определяй собеседника — право на выбор идентичности Гармония Посмертная (так как здесь создаются сами критерии, в том числе критарии оплаты, и они, следовательно, ещё не готовы)

Естественно, нулевой уровень — это «пустота, вакуум», «не-бытие», «неучастие», «не вмешивайся». А девятый — «эфир». Их общая ценность — «существование».

Что касается ценностей, то Фельдман пишет: «К неосновным [ценностям] относятся, например, красота = совершенство (3) и простота = цельность (1)«. Так что можно подобрать ценности для каждого уровня, тем более, что в другом месте он пишет, что лозунг Великой французской революции — «свобода, равенство и братство», можно трактовать, как объединение пятого, второго и первого уровня (буржуа, народ, толпа) против третьего и четвёртого (аристократия и духовенство).

Тогда, допустим…

1. Братство, простота, цельность.
2. Польза, равенство, жизнь по совести.
3. Красота, совершенство, прямой путь к цели.
4. Добро, правильный порядок вещей.
5. Свобода, инициатива, темп.
6. Истина.
7. Уникальность.
8. Гармония.

Ещё один понравившийся мне пример из Фельдмана, о восприятии стихотворении Окуджавы «Святое воинство«:

««Совесть, Благородство и Достоинство» — ключевые слова данного текста. Рассмотрим их особенно внимательно.
Обратим внимание на то, что каждое из трёх понятий можно толковать двумя различными способами.

Первое толкование (традиционное)

Благородство. Быть из благого, т.е. хорошего рода. Подразумевает, что есть роды благие (хорошие), роды худые (плохие, худородный — плохого рода), и есть люди вне родов, безродные. Это — жесткая сословная структура общества, феодально-ролевая. Уровень 4.

Совесть. Со-весть. Каждый сообщает вести другому. Все сообщают всё всем. Каждый поступок становится предметом обсуждения всей общины. Общинное сознание чётко отделяет «можно» от «нельзя». Уровень 2.

Достоинство. Достоин ли ты? Сколько ты стоишь? Дороже ты стоишь, чем другие, или дешевле? Это предполагает неприрывное выяснение отношений «кто дороже», непрерывное соперничество, соревнование, стремление к идеалу. Уровень 3.

Второе толкование (современное)

В наше время значения тех же понятий несколько сместились.

Благородство. Принадлежать к избранным. Для людей образованных, для людей культуры — принадлежать к авторскому сообществу. «Все они таланты, все они поэты». Уровень 6.

Достоинство. Личная храбрость и доказательство собственной ценности состоит теперь в том, чтобы проявить оригинальность, творчески подняться над авторским сообществом, нарушить его законы парадоксально. Уровень 7.

Совесть. Современный человек отвечает за свои поступки не только перед своей общиной, а перед всеми возможными общинами, как бывшими, так и будущими, то есть перед Богом и перед Космосом. Уровень 8″.

К сожалению, как и большинство подобных концепций, эта по-настоящему работает только в руках своего создателя…

===================

Что делает систему Фельдмана по-настоящему интересной, так это предложенная логика взаимоотношений между разными уровнями, а также заявленная им тема Добра и Зла.

Итак. С точки зрения Спиральной Динамики, «каждый уровень хорош для своей ситуации, хотя в долговременной перспективе выгоднее делать ставку на более высокие уровни». У Фельдмана всё строго:

В конфликте двух сторон исход зависит от уровня сторон. Исход может быть одним из трех

  1. Конкуренция — уровни сторон равны
  2. Кооперация, глупый подчиняется — уровни сторон близки (отличаются на единицу)
  3. Агрессия, умный гибнет (уровни сторон далеки)

Это и есть наши «камень-ножницы-бумага». Третий подчиняет второй, второй подчиняет первый, первый бьёт третий, вынуждая того гибнуть или спасаться бегством.

Соответственно, конфликт между людьми, умеющими работать на разных уровнях, превращается в сложное взаимное маневрирование.

Самый красивый пример у Фельдмана, как мне кажется, демонстрирует суть работы идеального учителя. Идеальный учитель владеет всеми чётными уровнями (то есть, он сам достиг восьмого). На любую индивидуальную заявку ученика он может ответить с более высокого уровня, вынуждая ученика подчиниться — или подняться до уровня учителя.

1. Ученик: «Я хочу это!»
2. Учитель: «Это можно — то нельзя».
3. Ученик: «Я лучше всех, я самый сильный!»
4. Учитель: «Для победы нужен ансамбль, в команде ты достигнешь большего».
5. Ученик: «Я собираюсь сделать именно так!»
6. Учитель: «У этой задачи есть лучшее решение».
7. Ученик: «У меня есть новая идея!»
8. Учитель: «Таковы отдалённые последствия».

То есть, если ученик раб, то учитель становится для него господином. Если полководец, учитель становится для него советником. Если творец — критиком и ценителем его творчества.

Если учитель неидеальный, то может сложится ситуация, в которой либо учитель будет ломать ученика об колено (ученик поднимется выше учителя, учитель не сможет превзойти его уровень и резко уйдёт вниз), либо ученик сломает учителя (ученик начнёт использовать низшие уровни, а учитель не сможет к нему опуститься).

Кстати, сразу заметно, что классические американские детские мультики (и ролевые игры) в основном работают с третьим уровнем — и демонстрируют превосходство четвёртого. Именно через последовательность «я лучше всех!» — «чтобы победить, вы должны объединить усилия».

Да. Из принципа, что низший уровень подчиняется следующему, но побеждает-уничтожает-обращает в бегство более высокий, следует интересный вывод. Фельдман пишет, что миф низких уровней в основном строится вокруг героической победы (сильного над умным), а миф верхних рассказывает о трагическом поражении (в результате столкновения сложного с примитивным).

Теперь о зле. Фельдман, по сути, предложил несколько определений зла.

Во-первых, через Бога и дьявола, альтруизм и эгоизм. Бог — это чётные уровни, дьявол — нечётные. Бог может восприниматься, как суровый патриарх, который бьёт нас палкой по голове за нарушение запретов; верховный жрец, определивший каждому его место; Великий Геометр и Архитектор, создавший сложнейшую конструкцию мироздания; или старичок-даос, который бьёт нас палкой по голове лишь тогда, когда хочет помочь нам достичь просветления. Ну и дьявол, соответственно — от примитивных страстей до парадоксального интеллектуализма. (Таким образом, в каком-то смысле, Бог — это идеальный учитель, а дьявол — его непослушный, но гениальный ученик.)

Во-вторых, Добро и Зло зависят от соотношения между уровнем цели и уровнем средств. Цель оправдывает средства, лишь когда она находится на более высоком по отношению к ним уровне. Это Добро. Зло — когда цель находится ниже средств. (Таким образом, Фельдман заключает, что Гамлет — злодей, поскольку его несомненные таланты служат мести, и выводит из этого правило: «трагедия не кончается, пока все злодеи не погибнут».)

Понятно, что это скользкая тема — нацисты и коммунисты могут наперегонки бросится доказывать, что служили исключительно Вселенской Гармонии, так что тут, скорее, действует принцип «а мало ли что они говорят?»

Наконец, есть ещё один критерий, связанный с субъективным восприятием, когда люди измеряют уровень чужой цели относительно своего основного уровня.
Кажется, Фельдман в одной из своих книг приводил в пример Сталина. Допустим, Сталин был абсолютным гением и мог действовать на всех уровнях. (Надо сказать, что Фельдман периодически ссылается то на Фоменко, то на Резуна, это взрывоопасная смесь!) По Резуну, Сталин — лучший ученик Ленина, который мечтал завоевать для марксизма весь мир, то есть служил своей идеологии (четвёртый уровень). Я бы сказал — к чёрту Резуна, путь будет третий («столица, водка, русский медведь», надо быть сильнее всех, идеология вторична). Так вот, для людей, которые в основном работают на первом, втором, третьем уровне, такой Сталин будет добром. Для пятого, шестого, седьмого, восьмого — безусловным злом. Что касается человека четвёртого уровня, то там всё зависит от его восприятия. Допустим, он правоверный марксист (4), но считает, что Сталин исказил учение Ленина ради личной власти (3) — тогда, конечно, Сталин злодей.

====================

Наконец, вот как Фельдман трактует отечественную историю 20 века:

«Всё население страны 1900 года можно разделить на четыре группы:

1. «Народ» — крестьяне-общинники и работники, то есть люди уровней 2 и 1

2. «Интеллигенты» — лучшие умы России, ориентированные на мировой уровень. Поскольку мир переходил тогда с уровня 6 на уровень 7, то это 5 — капиталисты, 6 — учёные, 7 — философы, 8 — святые.

3. «Старые люди» — дворянство (уровень 3) и духовенство (уровень 4). Генетически сильные люди из этой группы уже перебрались в группу «Интеллигенция»…

4. «Новые люди». Поскольку на уровнях 3 и 4 образовался политический вакуум, а для функционирования общества как единого организма эти уровни жизненно важны, то на эти два уровня хлынул поток «бывших крестьян» (из «народа»), а ныне пролетариев и потенциальных красных офицеров, и бывших «интеллигентов», а ныне проповедников марксизма-научного коммунизма. Эти «новые люди» должны были, во-первых, истребить дворянство-духовенство, дабы занять в обществе его место. Во-вторых — запугать и ослабить «интеллигентов», дабы заставить их отказаться от ведущей роли в обществе. Наконец, в-третьих, они соединили идею общины, принесённую снизу, из «народа», с идеей Центра, принесённую сверху, от «интеллигентов»… Из двух идей получилась третья — надо маленькие общины уничтожить, а на их месте создать единую общину — СССР…

При Ленине — 2 (община). При Сталине — 3 (рабовладение). При Брежневе — 4 (феодализм).

В Российской империи к 1917 году сложились три основных блока: «народ» (уровни 1-2), «интеллигенция» (уровни 5-6-7) и «государство» (уровни 3-4). Блок «государство» отдал лучший человеческий материал двум другим блокам и сам выродился. Попытки интеллигенции руководить народом напрямую привели (согласно законам ТУАИ о доминировании) к ответной агрессии народа. В это время из рядов народа и интеллигенции сформировалась новая группа с теми же уровнями 3-4 (новые офицеры-красногвардейцы вместо старых дворян и новые партийные пропагандисты вместо старых священников). Этот новый блок «большевики», вступив в союз с народом, и взял власть в обществе. В первую очередь были уничтожены конкуренты — прежние дворяне и священники. Затем был введён запрет на уровень 5 (свободное предпринимательство). Ведь именно уровень 5 мог бы доминировать над уровнем 4, то есть над властью. Представителей уровней 6 и 7 посадили на роли 3 и 4. Например, поэтов (уровень 6) печатали только как переводчиков на заказ (уровень 4), а изобретателей (уровень 7) кормили только как производителей вооружения (уровень 3). Итак, в обществе времени Окуджавы при запрете на уровень 5 сложилось два блока — «народ + государство» (уровни 234) и интеллигенция (уровни 678). Уровень 8 сложился на основе предыдущих предреволюционных достижений уровня 7…

Итак, мы видим, что вся Советская история есть «непрерывная борьба классов», и в этом Сталин прав абсолютно. Остаётся добавить, что это борьба одного класса — КПСС — за господство над народами Российской империи. Борьба тем более беспощадная, что власть духовенства (а КПСС есть именно новое духовенство) была в двадцатом веке на планете Земля очевидным анахронизмом, и чтобы эта очевидность не бросалась в глаза, пришлось закрыть границу, установить цензуру, всевластие КГБ, и проч. и проч».

Главная идея — чиновники-партийцы (4 уровень) в союзе с силовиками (3 уровень) выкашивали всех, кто мог стать предпринимателем (5 уровень). Потому что пятый уровень подчиняет четвёртый.
Отсюда слабость и пессимизм отечественной интеллигенции (6 уровень). С ними власть могла творить что угодно — в случае конфликта, четвёртый уровень закапывает шестой.

С другой стороны, именно сила четвёртого, партийного уровня по понятным причинам обрекала СССР на поражение в глобальной гонке.

============

Классическая попытка увязать уровни Фельдмана и стили игроков в «спортивный Старкрафт» — «Об уровнях осознания Игры», часть 1, 2. Одобрено самим Фельдманом.

(Скажем так, этот текст остаётся в рамках парадигмы прокачки — не отражён тот факт, что у Фельдмана высшие уровни проигрывают низшим. Что, впрочем, легко объясняется — очевидно, все игроки в Старкрафт начинают с первого уровня, и, поднимаясь по лестнице совершенства, не забывают ранее пройденные ступени.)

И ещё Фельдман попробовал придумать игру, использующую логику его системы:

«Поле — клетчатая плоскость (бесконечная или квадратная. Во втором случае размер поля 3N*3N — то есть длина и ширина делятся на три). Кроме клеток на плоскости видны квадраты. Квадрат — 9 клеток (3*3) объединенные общей рамкой. Соответственно можно говорить о полосах клеток (узких полосах) и полосах квадратов (широких полосах). Узкими и широкими могут быть горизонтали, вертикали, диагонали.

Фишки должны быть двух (или нескольких — по числу участников) цветов. На каждой фишке записан ее уровень — число от 1 до 8. Для простоты полагаем, что за время игры этот уровень не меняется. (В более сложных играх этого семейства уровень меняется по определенным законам. В других играх семейства уровень — это не одно число, а три разных числа от 1 до 8. Вариант — от 0 до 9)

Поле зрения фишки зависит от ее уровня. Уровень 1 видит только ту клетку на которой стоит. Уровень 2 — квадрат, в котором стоит. Уровень 3 — узкую полосу-луч (по диагонали или вертикали или диагонали.) Уровень 4 — широкую полосу-луч. Уровень 5 — как ферзь в шахматах, узкими полосами. Уровень 6 — как ферзь в шахматах — широкими полосами. Уровень 3 и 4 может поменять луч на другой — на это уходит 1 ход. Уровень 7 находится в одном из состояний 1-3-5. Чтобы сменить одно из этих состояний на другое надо потратить один ход. Уровень 8 — аналогично — из состояний 2-4-6.

Блоки образуются когда фишка попадает в поле зрения фишки соседней по уровню. При этом доминирует фишка старшая по уровню. Если в блок захвачена фигура чужого цвета, то она меняет цвет на цвет доминирующей фишки. Если захватить фишку, входящую в чужой блок, то она уходит из старого блока в новый. Если захваченная фигура сама доминировала в блоке, то уходят в новый блок все кто был под этой фигурой. Так образуются блоки из нескольких фишек с уровнями подряд (например 3-4-5-6). Поле зрения блока — объединение полей зрения всех участников блока. На изменение блоковой структуры тратится один ход.

Можно двигать отдельную фишку на поле, которое она видит. Можно двигать блок как одно жесткое целое так, чтобы хотя бы одна из фишек блока перешла на поле в зоне своей видимости.

Можно уничтожить чужую фишку А своей фишкой Б, если она в зоне видимости фишки Б и уровень фишки А выше уровня фишки Б на 2 или более единиц. Уничтоженная фишка снимается с доски, уничтожающая фишка ставится на ее место. Если она была в блоке, то весь ее блок перемещается за ней как жесткая фигура.

Игра кончается, когда останется на доске только один цвет — этот цвет победил».

Мой вердикт — неиграбельно.
Но тема интересная — действительно, настольная игра, в которой все фишки имеют номинал от одного до восьми, и если уровни идут последовательно, то более высокий подчиняет более низкий, а в остальных случаях — более низкий уничтожает более высокий. В одном случае — «перекрашивание», в другом — снятие с доски.

Сразу напрашивается вариант шахмат, в которой король — 8 (Святой) а ферзь — 1 (Раб). Король слаб, не может никого победить, подчиняет только фигуры седьмого уровня. Ферзь — очень силён, не может никого подчинить, но уничтожает все фигуры с 3 по 8, подчиняется только двум фигурам 2 уровня. (Допустим, коням :)). Или так — ладья, конь, слон — это Крестьянин, Рыцарь, Священник (2, 3, 4), а пешки — фигуры 5, 6 и 7 уровней. Хех :). Или по «нормальному распределению» — 1 фигура 8 уровня, 1 фиугра 1 уровня, по две фигуры 2, 3, 6 и 7 уровней, по три фигуры 4 и 5 уровней. Больше всего чиновников и бизнесменов, они и являются самыми массовыми фигурами (пешками).

Но, очевидно, это противоречит духу игры, так как крутой первый уровень — это абсурд. Хотя даже пешки первого уровня будут ещё теми булыганами — с их-то неуязвимостью и способностью уничтожать все фигуры, начиная с третьего уровня. Так что тут надо поискать баланс между уровнем и возможностями фигуры.

А король-8 — это красиво, всё-таки. Допустим, можно использовать правило, что если одна сторона теряет короля, а вторая его сохраняет, то все «нечётные» фигуры первого переходят под контроль второго (по правилу, согласно которому 8 уровень может эмулировать все чётные, начиная со второго). Соответственно, для чистой победы матом нужно сохранить своего короля восьмого уровня и хотя бы одну фигуру седьмого (который эмулирует все нечётные). Или можно предложить вариант, где после мата просто сравниваются сохранившиеся у сторон уровни, по тем же правилам (подчинение или уничтожение). Тогда потерявшая короля сторона вообще может победить, если у неё не останется фигур старше 6, например, а у противника к тому времени не будет фигур 7 уровня! (Что создаёт очевидную проблему с точки зрения игровой механики и с какого-то момента превращает игру в поддавки.)

А так, надо на «Игру в войну» Ги Дебора посмотреть… всё-таки, каскадные обрушения и перехват вражеской сети — это красиво.