ТУАИ Якова Фельдмана

(автор: gest)
(2011 год)

В сети об ТУАИ (Теория уровней абстрактного интеллекта) можно почитать на сайте Я. Фельдмана, там много разного.

Да, я и его книги читал :). [Отсюда локальный мем «Я, Фельдман»; «Я. Фельдман» — инициалы автора, и в книге постоянно встречаются обороты вида «Эту теорию изобрёл я, Фельдман», «мной, Яковом Фельдманом, было установлено…»]

Краткая суть — существует восемь уровней мышления-восприятия-организации. (На самом деле, десять, потому что есть ещё девятый и нулевой, «всё» и «ничего».) Очень похоже на Спиральную Динамику, но не она.

Выглядит это примерно так:

Я свёл в таблицу основные характеристики восьми уровней, как они проявляются в индивидуальном мышлении и в человеческом обществе:

Уровень Восприятие Принцип Предмет Вопрос Мышление Признак Стадия развития Типичные представители
1 Один объект Узнавание, наименование Вещь, материя Что? Магическое Толпа у костра Дикость Рабы, чернь
2 Много объектов Различение, разграничение Пространство Где? Моральное Свои — чужие Варварство Крестьяне, общинники
3 Один процесс Упорядочение, предельный переход Время Когда? Эстетическое Тотальная конкуренция Античность Офицеры, дворяне
4 Много процессов Параллельные ряды Роль Как? Ролевое Ролевая стабилизация Феодализм Учителя, священники, проповедники, чиновники
5 Одна карта Таблица, полный классификатор Случайность Кто? Азартное Риск, частная инициатива Возрождение, Реформация Торговцы, капиталисты, игроки, путешественники
6 Много карт Моделирование, прогнозирование, проверка теории Причинность Почему? Теоретическое Наука, право Правовое государство Учёные, юристы, писатели
7 Одна система Противоречие, парадокс Оригинальная идея А что, если..? Парадоксальное Инновация Информационное общество Изобретатели, философы
8 Много систем Интуиция Отдалённые последствия А зачем? (А с другой точки зрения?) Универсальное Учёт отдалённых последствий Глобальное общество Ясновидцы, святые

Что можно сказать по поводу этой таблицы?

Долгое время я не понимал, почему «ролевое мышление», четвёртое — это «как?», а «азартное», пятый уровень (свобода, поступок, etc.)— «кто?» С первыми тремя уровнями, «что?», «где?», когда?» всё понятно :).

Потом я задумался о детективном жанре, и как-то само собой выделил три уровня. Задачи о «запертой комнате», невозможные убийства, на которых специализировался Джон Диксон Карр, строятся вокруг вопроса «как?». Труп найден застреленным в запертой комнате, орудие убийства отсутствует, как убийце удалось провернуть этот фокус? В детективах Агаты Кристи главный вопрос — «кто?». Само убийство может быть банальным — отравили, застрелили, закололи, число действующих лиц ограничено, убийцей мог быть каждый, ведущий расследование детектив должен методично перебрать все кандидатуры и установить виновника. Но самом деле, очевидно, что детектив, как жанр, может спокойно обойтись и без запертой комнаты, и без замкнутого пространства. Просто в таком случае детективу необходимо установить, какие чьи интересы стояли за преступлением, какие силы столкнулись. На первый план выходит вопрос «почему?» Так что, да, образуется очевидная иерархия, «орудие и способ» — «исполнитель» — «мотив»; «как?», «кто?», «почему?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 1 из 9 ): 1 23 ... 9Следующая »