«Двенадцатая ночь», политика

Культурно-исторический контекст. «Двенадцатая ночь» писалась для постановки в рождественские праздники: собственно, двенадцатая ночь — это двенадцатая ночь после Рождества, ночь накануне Крещения или Богоявления (всё сложно). Празднества в честь зимнего солнцестояния и рождения Спасителя-Солнца, в честь начала нового года, традиционно были временем карнавала, масок, шутов, розыгрышей, когда люди могли выходить за рамки социальных и гендерных ролей. В «Двенадцатой ночи», например, женщины добиваются мужчин, а не наоборот: поэтому в советской экранизации 1955 года Виола-Лучко, влюбившись в герцога Орсино, играет у него под окнами на лютне, а в советском телеспектакле 1978 года Оливия-Вертинская буквально насилует страстно овладевает Себастьяном-Нееловой. (Да, за кадром, но когда Себастьян выползает обратно на сцену, мы всё понимаем по его виду.) Пуритане ненавидели этот праздник, ненавидели Рождество, ненавидели средневековые рождественские традиции, потому что справедливо считали их пережитком язычества, не имеющим никакого отношения к Святому Писанию. А ещё пуритане ненавидели театр, и за это их, надо полагать, не любил Шекспир.

Символический пуританин Мальволио выведен, как враг веселья — он противостоит духу праздника, и потому должен потерпеть унизительное поражение. Сравните эту сюжетную линию с «Карнавальной ночью» Рязанова, где советский пуританин и сталинский недобиток Огурцов пытается помешать людям праздновать Новый год, а подчинённые саботируют все распоряжения Огурцова и выставляют его самого дураком и шутом. Но у Шекспира всё тоньше, Мальволио виноват именно в том, что он хотел захватить власть над домом и из слуги стать хозяином. Его линия неоднозначна, и в какой-то момент он и вовсе начинает вызывать жалость и сочувствие — да, он самовлюблённый дурак, но с ним поступили очень жестоко. Покидает он сцену со словами «я отомщу ещё всей вашей шайке«, что звучит весьма зловеще.

Предостережение-пророчество Шекспира сбылось — спустя десятилетия пуритане всё-таки захватили власть в стране и позакрывали все английские театры. Так что, если вам угодно, можно назвать «Двенадцатую ночь» «предчувствием гражданской войны».

***

А с общими соображениями всё просто. Самое общее — это геополитическая теория, какой она изображена в «Артхашастре» (1, 2, 3, 4).

Для анализа геополитического конфликта необходимо задать четыре точки. Это непосредственные участники конфликта, две соседние и сопоставимые по силам стороны со своими союзниками; это третья сторона, «центральная держава», которая связана с двумя предыдущими, но сильнее их обеих; и это «нейтральная», или «равноудалённая держава», которая не имеет общих границ с тремя вышеназванными державами, но сильнее их всех и оказывает на них влияние. Таким образом, есть две оси противостояния — непосредственный конфликт между соседями, и сложные отношения между «нейтральной» и «центральной» державами, между гегемоном и субгегемоном.

В нашем случае, «нейтральная держава» — это герцог Орсино, по очевидным причинам, он правитель Иллирии и самый могущественный персонаж в пространстве пьесы.

«Центральная держава» — это Оливия, она уступает по силе Орсино, но влиятельнее всех остальных персонажей. Она общается с Орсино через посредников, и, в конечном счёте, она выстраивает отношения с герцогом через брак с Себастьяном, братом Виолы, на которой женится герцог. В этом плане, Орсино, несмотря на свою изначально более сильную позицию, так и не смог добиться своих целей в отношении Оливии. Оливия связана с обеими сторонами конфликта, потому что этот конфликт происходит у неё дома. Естественно, она, как хозяйка, стоит над конфликтом.

«Враждующие державы» — Мальволио vs. сэр Тоби Бэлч и его союзники. Теоретически, у Мальволио тоже должны были быть союзники среди слуг, не могло не быть, он, всё-таки, главный дворецкий и правая рука Оливии. Но в пьесе мы его союзником не видим, что, в общем, и предопределяет его поражение — круг союзников вокруг сэра Тоби оказался намного прочнее и сильнее. Стоило Мальволио атаковать старого пьяницу, и он тут же получил удар в спину от Марии.

 

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2