Норманн и сакс

[Прозаический перевод с «Удела Могултая»:

НОРМАНН И САКС (1100)

«Мой сын, — сказал норманский барон, — я умираю, и ты унаследуешь все широкие английские акры, что дал мне Вильгельм за мою долю в том, как мы покорили саксов при Гастингсе, — а это славный удел; но прежде чем ты начнешь управлять им, я хочу, чтоб ты знал —
Сакс не таков как мы, норманны. У него не такие вежественные манеры; но он никогда не говорит всерьез, — до тех пор, пока не говорит о праве и справедливости. Когда он стоит, как бык в колее, уставив тебе в лицо насупленные глаза и глухо ворчит: «Это дело неправое», — сын мой, оставь сакса в покое.
Ты можешь хлестать своих гасконских лучников и пытать своих пикардийских копейщиков, но не шути этой шутки с саксом; вся свора повиснет у тебя на ушах! От богатейшего старого Тана в графстве до последнего закованного серва в поле они накинутся на тебя как шершни, и если ты благоразумен, ты уступишь.
Но прежде всего ты должен овладеть их языком, их речью, их пословицами и песнями; не доверяй никаким клеркам переводить, когда они приходят рассказать о своих обидах. Дай им знать, что ты знаешь, что они говорят; дай им почувствовать, что ты знаешь, что говорить; да, даже если ты хочешь отправиться на охоту, выслушай их, хотя бы это заняло у тебя весь день!
Они что ни час пьют днем и что ни час браконьерствуют ночью; и не на кроликов их охота (нам хватает забавы в парках). Не вешай их и не отрубай им пальцы. Это так же расточительно, как и немилосердно; ибо из крепко сбитого южанина-браконьера выйдет лучший кнехт, какого ты только сможешь найти.
Появляйся с женой и детьми на их свадьбах, похоронах и праздниках; будь вежлив, но не доброжелателен с епископами; будь добр со всяким бедным приходским сященником. Беседуя, говори «мы», «нам» и «наше» вместо «вы, парни» и «я»; не вытаптывай посевы; сдерживай свой нрав; и, смотри, не солги им ни единого раза!»]

В стихотворении Киплинга «Норманн и сакс» (та-дам!) два персонажа. «Сакс» — это англосаксонский национальный характер, который объединяет и раба в оковах, и богатейшего тэна («From the richest old Thane in the county to the poorest chained serf in the field«). «Норманн»- это стратегия управления, персонифицированная в образе старого барона.

Стихоторение датировано «1100 годом». Битва при Гастингсе была в 1066 году. Будущий барон был тогда совсем юным рыцарем. Если бы он к тому времени был состоявшимся зрелым мужем, то через 34 года он, скорее всего, был бы уже мёртв. С другой стороны, если бы тогда ему было около тридцать, у него, скорее всего, уже были бы дети — и эти дети за прошедшие годы сами стали бы взрослыми состоявшимися людьми. Итак, рыцарь был юн, но был отмечен Вильгельмом Завоевателем за проявленную в битве отвагу и получил в награду богатые земли. У новоиспечённого барона долгое время не было наследника. Потом у него всё-таки родился сын, но этот сын к 1100 году всё ещё юн и неопытен. А отец умирает, и потому ему так важно передать наследнику основы науки управления; профессиональные секреты, если хотите. Самому барону, очевидно, приходилось изучать характер своих новых подданных методом проб и ошибок.

Безусловно, это не историческое стихотворение, как таковое, оно рисует идеальную картину далёкого английского прошлого, без какой-либо конкретики. «В содержание не верится — слишком душераздирающая забота норманнов о побежденных саксах«. Но вся соль в том, что эти советы не имеют никакого отношения к «заботе» о саксах. Это чистая прагматика. Чтобы успешно править покорённым народом, надо понимать его менталитет. Необходимо выучить язык, стать знатоком местной культуры — понимать «their language, their dialect, proverbs and songs«. Читатель Киплинга должен был помнить, что норманны оказались невероятно успешными завоевателями. «Наследники баронов и рыцарей Вильгельма до сих пор составляют основу английской аристократии«. Почему, как бы спрашивает Киплинг? Потому что они готовы были учиться. Потому что они подходили к делу рационально. Потому что они способны были идти на уступки — из прагматических соображений («if you are wise, you will yield«).

Вот, например, про попов. Епископ — это важная фигура. Он сам политик, и, в сущности, феодал. У него свои цели. С ним нужно вести дела дипломатично и осторожно. А есть деревенские священники, низовая церковная организация. Это основа власти феодала на селе, и, одновременно, готовое ядро для любого мятежа. Поэтому они так важны, их необходимо перетащить на свою сторону.

В ролевых терминах можно сказать, что речь идёт о «недобрых» персонажах, захвативших власть над природно-«гудовой» расой. Норманны вполне способны бить поданных кнутом, пытать их, отрубать пальцы и вешать. Просто это не всегда рационально. Тронешь одного, нарушив его исконные «права» — поднимутся все. Да, можно подтянуть войска и вырезать всю округу, но кому это выгодно? Можно калечить и казнить собственных работников. Но какой в этом экономический смысл?

В то же время, если твои подданные верят в традиции, древние права, в договор, справедливый суд и честную сделку, то это можно использовать и стать для них «своим», превратиться в неотъемлемую часть их жизни. Это и есть настоящая власть, которую нельзя добыть грубым насилием.

Страницы: 1 2

Страницы ( 2 из 2 ): « Предыдущая1 2