Шапка Мономаха

Этот сюжет кончается тем, что после изучения руин Вавилона император намеревался послать экспедицию в Индию (чтобы два раза не ходить), но по итогам всей этой истории проникся православным духом, и по совету «критского царя Давида» нацелил ресурсы империи на борьбу с «северными иноверцами, врагами христиан».

В другом варианте на Льва-Василия напал киевский князь Владимир, и византийский император, не будь дураком, откупился от него найденными в Вавилоне царскими регалиями.


И потому корона русских царей — это корона Навуходоносора.

Отличная история, правда? Мёртвый город, в окрестностях которого не осталось ни одного человеческого поселения. Приключенцы, пытающиеся проникнуть в центр аномалии, чтобы принести оттуда драгоценную корону. Император, посмотревший на эту корону и решивший, что не будет носить её на голове, а лучше подарит её тем, кого не жалко (русским варварам). Я думаю, все любители фэнтези сейчас согласились с византийским императором. И да, речь об истоках нашей государственности.

 

Найдёныш, воспитанный совой и козой

Но на самом деле, всё ещё круче, потому что в некоторых списках у этой истории была своя предыстория, рассказ о царе Навуходоносоре и гибели Вавилона.

Жил да был вавилонский царь, который боялся людей с красным пятном на лбу и изгонял их из города. Объяснялось это тем, что они заразны, и что это единственный способ предотвратить моровое поветрие. При этом, люди от красного пятна не умирали, так что причина, очевидно, была не в чуме, как таковой. (Знаете, как обычно бывает в сказках? «Твой трон достанется человеку с красным пятном на лбу, и через него придёт гибель твоему городу». Но даже если такое пророчество существовало, царь ни с кем им не делился.) Из города изгнали достаточно большое число людей, но тут царь умер, не оставив наследников. Закон, смысла которого никто не понимал, отменили, и изгнанники стали возвращаться город. За это время многие умерли на чужбине, другие родились в изгнании. И вот одна такая группа «меченых» шла обратно в Вавилон, когда вдруг они увидели на сосне сову, под сосной козу, а рядом с козой — маленького голого мальчика. Видимо, он тоже был «меченый», и люди решили, что родители отреклись от него или сами были изгнанниками и умерли. (А на самом деле, это был примарх 11 легиона, привет любителям Вархаммера 40000 — Г.Н.) Они взяли мальчика с собой в Вавилон и назвали его Навуходоносор, по имени совы и козы. Серьёзно.

Прошло несколько лет. Вавилон спокойно существовал без царя, жители управляли сами собой, все городские службы работали. И всё-таки это было как-то неправильно, непривычно. Да к тому же, я думаю, отсутствие царя сильно затрудняло дипломатические отношения с соседними монархиями. Но в городе было очень много знатных и богатых людей, и не было никого, кто очевидно превосходил бы знатностью и достоинствами всех прочих. Поэтому решили выбирать царя по приметам, гаданием. Знамение — вскипевшее благовонное масло в сосуде — указало на Навуходоносора, которому тогда было около шести лет. Он и стал новым царём, удивляя всех своей недетской мудростью и силой духа.

Во время своего правления Навуходоносор затеял масштабную реконструкцию города, практически построив Вавилон заново. Здесь я вижу влияние «Иудейских древностей» Иосифа Флавия:

«Навуходоносор… занялся щедрым украшением из военной добычи святилища Ваала и прочих храмов; он также обновил древний город, доказав ему свое расположение тем, что расширил его новыми зданиями, а чтобы врагам, в случае осады, невозможно было отвести русло реки, окружил город двумя цепями стен, по три внутри и по стольку же извне. Одну из этих стен он соорудил из кирпичей и асфальта, а другие из одного кирпича. Укрепив столь подобающим образом город стенами и украсив их богатыми воротами, царь приступил к сооружению нового дворца… было бы лишним описывать устройство этого нового здания и вообще все его богатое убранство; скажем лишь, что оно было огромно и замечательно и было воздвигнуто в пятнадцать дней. При своем дворце он велел соорудить каменные возвышения, совершенно похожие по виду на горы, обсадил их всевозможными деревьями и устроил так называемый висячий сад, вследствие желания жены его, происходившей из Мидии, иметь такую вещь, к которой она привыкла у себя на родине».

И в своём новом городе Навуходоносор стал насаждать новую религию, культ Змея. Изображения змей были теперь повсюду — на государственых флагах, на парадных одеждах, на домах, на столовой утвари. Для себя царь изготовил волшебное оружие, «меч-самосек», получивший имя Аспид-Змей. В некоторых версиях предания Навуходоносор мог даже оживлять изображения змей и заставлять их жалить его врагов. [При желании, тут можно увидеть связь с апокрифическими «Деяниями апостола Филиппа», который принял мученическую смерть в городе змеепоклонников, где царила Ехидна, женщина-змея.]

В новой внешней стене города (которая, возможно, был облицована кирпичом, напоминавшем о чешуе) Навуходоносор приказал сделать главные ворота в виде головы огромного змея с распахнутой пастью. По бокам от прохода находились прикрытые медными решётками жаровни, которые можно было раздувать кузнечными мехами, заставляя пасть змея «выдыхать» пламя и искры. Когда в город приезжало очередное посольство от соседей, воины Навуходоносора били в барабаны и дули в трубы, а змей извергал пламя, и все послы должны были идти сквозь его пасть, между огнями. К встрече с царём гости подходили уже подготовленными, опалёнными и понимающими, что они никто и звать их никак.

Распахнутая огнедышащая пасть — это классический христианский символ ада. Заодно тут можно найти связь с историей Михаила Черниговского, который, прибыв по вызову хана в Орду, отказался проходить между кострами и кланяться местным божкам, за что и принял мученическую смерть.

«И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются»».

Это, в свою очередь, возвращает нас к отрокам, отказавшимся кланяться золотому истукану, и замыкает вавилонскую тему.

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 2 из 4 ): « Предыдущая1 2 34Следующая »