Планета Ламарка: восход паукоидов

Вторая главная ветвь — билатерии, двусторонне-симметричные животные, восходящие к гипотетическому urbilaterian, типа земной Ikaria wariootia. Это были ползающие по дну «черви», возможно, со свободноплавающей планктонной личинкой, которые произошли от чего-то ещё более примитивного. На Земле двусторонне-симметричные животные делятся на первичноротых (членистоногие и моллюски) и вторичноротых (хордовые, полухордовые и иглокожие). На планете Ламарка никаких «вторичноротых» нет: билатерии делятся только на членистоногих и моллюсков.

Членистоногие произошли от «червя», который активно ползал по дну, в связи с чем постепенно обзавёлся сегментированным туловищем и набором членистых ножек. Этот «червь-многоножка» в какой-то момент колонизировал сушу (вслед за местными растениями-автотрофами), породив аналог земных насекомых. Важная деталь — предковая форма и произошедшие от неё насекомые были представлены сугубо семельпарными видами, способными размножаться только один раз в жизни. Самец умирает вскоре после спаривания, самка после того, как отложит все яйца, взрослая форма, соответственно, живёт недолго, в лучшем случае один сезон.

Процесс эволюции местных насекомых выглядел примерно так. Часть водных членистоногих начинает выползать на берег ради размножения, спасаясь от водных хищников. Там они дают жизнь новому поколению и умирают. Но хищничество проникает на сушу вслед за ними, так как это отличный источник питательных веществ, особенно для самок — чем лучше они будут питаться в брачный период, тем больше яиц отложат. У членистоногих появляется крылатая взрослая форма, своего рода аналог земной подёнки, которая позволяет спасаться уже от наземных хищников и распределять оплодотворённые яйца по обширной территории. В ответ на это появляются первые специализированные крылатые хищники, аналоги земных стрекоз. В общем, местные насекомые во многих отношениях сходны с земными, без особых неожиданностей. У примитивных форм сохраняется живущая в воде личинка, но у продвинутых разновидностей постепенно вырабатывается чисто сухопутный жизненный цикл, с толстой отъедающейся личинкой, которая может быть мало похожа взрослое насекомое-имаго.

А вот потом мы сталкиваемся с тем, что Ламарк считал паукообразных эволюционным развитием насекомых. Это просто потрясающе, начиная с того, что насекомые — гексаподы, а у арахнидов, очевидным образом, восемь лапок. (У них нет крыльев, они не окукливаются, у них другое строение тела, иная анатомия, и т.д., и т.д.. На это arishai сказала мне, что всё правильно, это как с фэнтезийными монстрами или покемонами: чем больше ног, тем круче, форма с восемью ногами, очевидным образом, является продвинутой версией формы с шестью.) Но если говорить о планете Ламарка, то мы не знаем, сколько именно ножек полагалось тамошним аналогам пауков или насекомых, мы только знаем, что первые произошли от вторых.

Итак, местные «пауки» и «скорпионы» образуются у нас на базе местных насекомых, изначально как специализированный бескрылый засадный хищник без чётко выраженной личиночной фазы. Возможно, общий предок паукоидов охотился на бескрылых же личинок. (Приблизительным земным аналогом может считаться богомол — у некоторых видов боголомов крылья укорочены или полностью утрачены, и все они хищные насекомые с неполным превращением, личинки похожи на имаго.)

Страницы: 1 2 3 4

Страницы ( 3 из 4 ): « Предыдущая12 3 4Следующая »