Моя Арда

Дальше идёт история Нарготронда:

«А надо сказать, что время от времени Финрод и его сестра Галадриэль гостили у своего родича Тингола в Дориате. Финрод дивился мощи и величию Менегрота, его сокровищницам, оружейням и многоколонным залам из камня; и пришла ему мысль построить просторные подгорные чертоги за всегда охраняемыми вратами в каком–нибудь глубоком и никому не ведомом месте. Поэтому он открылся Тинголу, поведав ему о своих снах. И Тингол рассказал ему об узком ущелье Нарога и пещерах под Большим Фаросом в крутом западном берегу, а когда Финрод уходил — дал ему проводников, чтобы отвести его в то место, о котором ещё мало кто знал. Так пришёл Финрод в Гроты и стал строить там залы и оружейни по образу твердынь Менегрота; и крепость эта была названа Нарготронд. В этих трудах Финроду помогали гномы Синих Гор; и их хорошо одарили, ибо Финрод принес из Тириона больше, сокровищ, чем любой принц нолдоров. В те времена был сделан для него и Наугламир, Ожерелье Гномов, — самое прославленное гномье изделие Предначальной Эпохи. На его золотой основе сияли бессчётные самоцветы Валинора, сила же, заключённая в нем, делала его невесомым для того, кто его носил, и на любой шее лежало оно изящно и красиво.

Там, в Нарготронде, и поселился со своим народом Финрод, и гномы дали ему прозвище Фелагунд, Властитель Пещер; имя это он носил до самой смерти».

Что мы здесь видим? Подгорные города Ногрод и Белегост воспроизводили Кхазад-Дум; Менегрот был создан по образцу Белегоста и Ногрода; Нарготронд копировал Менегрот. И строили его те же гномы, и по той же схеме — высококвалифицированный гномий труд в обмен на эльфийские богатства. Взять тот же Наугламир — камни валинорские, а оправа гномья. То есть Финрод, изначальный носитель нолдорской культуры, подпал под влияние гномьей культуры, сначала через Дориат, а потом и непосредственно. Дело даже не в том, что гномы дали Финроду гномье имя, а в том, что он сам начал это имя использовать. Финрод Фелагунд — это всё равно что Пьер Безухов.

[Синдары] не могли понять ни слова на языке наугримов, казавшемся им неуклюжим и неприятным для слуха; и немногие из эльфов достигли в нем совершенства«. Но кто-то из них всё-таки выучил кхуздул, и вполне логично, что Финрод относился к этому избранному меньшинству. Любопытство + общеизвестный талант к языкам + плотное и постоянное общение с гномами в ходе строительства Нарготронда + гномье имя.]

Вот тут наступает мой собственный момент ПРОФЕССОР БЫЛ НЕПРАВ! А именно:

«Говорят, что в те дни Да́эрон Песнопевец, самый учёный из мужей в королевстве Тингола, изобрёл Руны; и наугримы, приходившие к Тинголу; выучили их и радовались изобретению, оценив искусство Даэрона куда выше, чем сами синдары. Наугримы перенесли эти руны, Кирт, через горы и сделали достоянием многих народов; однако сами синдары до Войны мало пользовались ими и не вели летописей, а многое, что хранилось в памяти, погибло при разорении Дориата».

Не верю. Получается так: у нолдоров, избранников Ауле, появляется письменность. У гномов, детей Ауле, нет письменности. При этом, эльфам, с их бессмертием и идеальной памятью, письменность особо не нужна. Для них это забавный «гаджет» — оставил записку, а другой эльф посмотрит и «услышит» голос; написал строчку из песни, а у другого от этого вся песня в голове зазвучит. Поэтому для эльфийской письменности эстетическая составляющая была важнее утилитарной, и это, безусловно, можно сказать о «феанорской» вязи тенгвара, привезённого нолдорами из Валинора. Руны Кирта — практичны, их удобно вырезать на камне или дереве. Гномам они были необходимы, хотя бы для инвентаризации запасов, потому что у гномов была развитая технологическая цивилизация, и потому что они не были идеальными эльфами, и срок их жизни был ограничен. А развитая цивилизация у гномов возникает тогда, когда эльфы Средиземья, условно говоря, ещё жили в лесу и называли колесо Оком Манвэ. Но нам сообщают, что руны были изобретены эльфами Дориата, хотя в самом Дориате руны распространения не получили, и письменной культуры у синдаров в те дни не было; зато гномы эти руны активно использовали, и к востоку от гор руны встречались повсюду.

Очевидная версия. Рассказчик Сильмариллиона слегка предвзят и эльдароцентричен. Эльфы для него — высшая раса, которая изобрела всё, что имело смысл изобретать. Например, письменность вообще, и гномью письменность в частности. Но как мы видим, до контакта с гномами синдары не знали кузнечного дела, столица синдаров была построена гномами, а оружие и доспехи синдаров были созданы гномами или скопированы с гномьих образцов. В _моей_ Арде Кирт был изобретён гномами, гномы принесли рунический алфавит в Дориат, а Даэрон просто адаптировал руны под особенности синдарина. Поэтому они стали известны в Белерианде, как дориатские руны. Когда Белерианд затонул, а эльфы перебрались на восток, они стали плотно общаться с гномами. Увидев у них «дориатские» руны, эльфы пришли к тому самому неправильному выводу, который зафиксирован в «Сильмариллионе».

О том, почему речь идёт о моей Арде

Одна из вещей, о которых я хотел бы поговорить, звучит примерно так (за вычетом упоминаний ролевой игры, это не только к ролевым играм относится):

«У каждого из нас есть некое «понимание» Арды. Или представление об Арде. Это понимание имеет ценность лично для нас. Что мы делаем с этим пониманием? Мы можем хранить его глубого в себе и вообще о нем никому ничего не говорить. Этим мы как бы говорим окружающим: ‘This shall be my own kingdom!’ 🙂 Мы можем «говорить» о нем с другими, — любым способом передавать часть своего понимания другим. Так возникает общение. На ролевой игре мы воплощаем свое понимание в нашем образе и в наших действиях. Но ролевая игра — это игра людей с людьми. Поэтому если мы хотим понимания и какой-то совместной игры, нам необходимо во-первых предъявить свое понимание Арды в виде некоего «текста» (под текстом здесь я подразумеваю некий набор знаков, значимых предметов или действий, несущих в себе некое закладываемое нами содержание), а во-вторых «читать» чужие «тексты». Как первое, так и второе подразумевает открытость и доверие другим, признание за другими права на свое понимание, своей «текст» (не только на понимание, но и на форму его выражения) и на критику вашего «текста». На игре понимание выражается в игре. В этом деле неизбежны конфликты, поскольку понимания у всех разные, а тексты — тем более».

В конце концов, речь даже не об Арде, хотя и об Арде в том числе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 3 из 6 ): « Предыдущая12 3 456Следующая »