Моя Арда

***

Итак, изоморфность.

Толкиен периодически «ныряет» в свой мир, в тот или иной временной период, и начинает описывать, что там было и как оно вообще выглядело. При этом, в сущности, история в целом так и не была рассказана, и ни один придуманный язык не был завершён на все сто процентов. Это длилось на протяжении 50 лет. Всё это время существовали отдельные фрагменты истории Арды, которые не обязаны были соответствовать друг другу, потому что они создавались в разное время, в разном настроении, с разными целями. Пока доводился до готовности один кусок, второй переставал нравится автору, и автор его переписывал или просто сносил и начинал всё заново. При этом, Арда в целом как бы присутствует, то есть в каждый отдельный момент времени Толкиен может представить её смутные очертания в своей голове. Просто концепция несколько раз менялась. Да, в дополнение ко всему, Толкиен некоторые (на самом деле, почти все) тексты пишет изнутри собственного мира, оставляя за собой право считать получившееся повествование «легендой» или «мнением».

Кристофер Толкиен периодически «ныряет» в отцовские черновики и письма, и пытается составить из них более-менее гладкое повествование. При этом, временами ему приходится признавать, что на предыдущем витке редактирования он перестарался, или исправил то, чего не надо было исправлять, или не знал того, что необходимо было знать. (Пример из его комментариев к «Детям Хурина»: подготовил текст, затем обнаружил, что существовала более поздняя версия одного эпизода, в которой отец уже успел поменять имя одному из ключевых персонажей. Толкиен, кстати, обожал это делать, в смысле, пройтись по тексту и поменять имена на более удачные. И так несколько раз подряд.)

Любитель Толкиена периодически «ныряет» в материалы, которые ему в клюве принёс Кристофер, и постепенно собирает из них «свою» Арду, придерживаясь того или иного произвольного принципа. Итогом становится субъективно непротиворечивая картина, которая, тем не менее, у каждого своя. А объективных критериев, вроде как, и нет. Понятно, что надо в первую очередь следовать авторскому тексту. Но авторский легендариум внутренне противоречив и всегда таким был. Некоторые фрагменты текста сознательно создавались автором в качестве недостоверных человеческих легенд о прошлом, некоторые фрагменты получали такой статус позже, но тоже волей автора. Принцип, согласно которому более поздний текст автоматически считается более правильным, также не работает. Многие поздние наброски создавались Толкиеным в качестве рассуждений вслух или внутренней критики собственных идей, что само по себе ещё не было созданием нового канона. Отдельные поздние фрагменты, вдобавок, явным образом противоречат другим фрагментам, которые необходимы для истории в целом, но для которых не существует более поздних и более логичных версий.

Гиперпассионарность и Арда

(2017 год)

Все, кто в малейшей степени интересовался этим вопросом, знают, что к концу жизни Толкиен пытался переписать свою мифологию под реалистичную физику (но у него ничего не вышло). Его волновала не только физика плоской Арды, но и хронология с демографией.

В чём проблема? В классическом «Сильме» люди появились на свет с первым восходом Солнца (люди — это раса Солнца, эльфы — это народ звёзд, и так далее). После это время стали измерять в солнечных годах, и от восхода солнца до окончательного низвержения Моргота, гибели Белирианда и конца Первой эпохи не прошло и шести веков. От пробуждения людей и до их первых контактов с западными эльфами — триста лет.

И люди за очень короткое время стали огромным народом, заселив всю Арду и породив все человеческие расы, как ныне существующие, так и те, которые не дожили до наших дней; человечество в мире Толкиена было намного разнообразнее привычной нам картины. Это не бьётся с точки зрения демографии, даже делая поправку на то, что у Толкиена не было Адама и Евы, Эру сотворил людей целым племенем.

Как писал сам Толкиен, «приход Людей должен произойти значительно раньше. 400 лет явно недостаточно для такого разнообразия и развития (например, Эдайн) уже во времена Фелагунда«.

Понятно, что человечество, как биологический вид, существовало сотни тысяч лет. К моменту написания того же «Властелина колец», Толкиен интересовался жизнью в плейстоцене, и в некоторых местах обыгрывал реалии Европы ледникового периода, с соответсвующей фауной, более низким уровнем моря и так далее. (Хоббитский край находился на территории современной Британии, которая тогда была частью континентальной Европы.). Он хотел более-менее привязать свой мир к реальной истории планеты Земля, к реальной Солнечной системе: сделав свою Арду «допотопным» миром, который будет уничтожен «потопом» в конце Четвёртой эпохи — последним большим наступлением ледников. Что есть лёд, как не вода, правда?

И никакой плоской Арды, никакого постройки Луны и Солнца из последнего цветка и последнего плода Древ.

Но так как все элементы его мифологии зависели друг от друга, сразу же начались серьёзные проблемы. Во-первых, Мелькор должен был явиться к людям и заставить их поклоняться себе — в тот момент, когда человечество ещё представляло собой единую, достаточно компактную группу. Он мог сделать это после бегства из Валинора, как в «Сильме», но это не решает проблемы с демографией. А если мы относим возникновение людей к более раннему периоду, Мелькор уже не смог бы собрать их в одном и том же месте. Или мы должны перенести первый контакт людей и Мелькора во времена, предшествующие его пленению. Но пленение Мелькора было результатом войны, которую объявили ему валары, чтобы спасти пробудившихся эльфов… И пошло поехало.

«Люди проснулись, когда Мелкор еще присутствовал на Арде, поскольку он явился причиной их падения. Итак, это произошло во время Великого Похода… Только люди, встречавшиеся с эльфами и слышавшие о Западе, пошли туда. Ибо эльфы говорили: «Если вы любите Солнце, то пойдете его тропой«.

Тут возникает столько проблем, что словами не описать. Первородство эльфов повисает на ниточке, потому что получается, что люди и эльфы были порождением одной эпохи. «Ибо, хотя время пробуждения людей неизвестно, самые ранние датировки помещают его незадолго до Великого Похода«. И если мы начнём дальше это разматывать, у нас получится, что Великий поход эльфов в Валинор происходил на глазах у людей, на фоне ранних человеческих поселений. Первые люди с удивлением и раздражением смотрели, как цыганского вида эльфы пробираются через их огороды. «А, это же эльфы, мать их. Опять страну богов ищут».

Полная катастрофа.

***

Мне лично очень нравится плоская Арда, заполненный водой технический тоннель под Ардой, через который каждый день перегоняли с запада на восток искусственную Луну, и вся прочая навороченная валарами механическая роскошь. Я уже писал об этом.

Если бы я мог обсудить эти вопросы с самим Толкиеном, я бы сказал ему: «О обладающий многими именами, часть из которых начинается на «Р»! Вы же католик? В воскресную школу ходили? Вот что вам рассказывали про заселение Земли после потопа, силами трёх сыновей Ноя и их жён? Всемирный потоп, по библейской хронологии, случился где-то 22-24 веке до н.э. (Это не единственная возможная дата, но начинать надо с того, что христиане с евреями не сошлись даже в дате сотворения мира, опираясь, при этом, на один и тот же священный текст — Г.Н.) Из этих трёх пар произошли миллионы, представители всех рас — за считанные века. Приблизительная оценка населения Земли за тысячу лет до н.э. — 50 млн, 1 век н.э. — 100 млн. Как священник это объяснял?»

Что делать? Постулировать взрывные, совершенно невероятные темы размножения этих первых пар и их потомков. (Идеальное здоровье и фантастическая женская фертильность, при минимальной детсткой смертности.) И невероятную фенотипическую пластичность раннего человечества, которая затем фиксировалась в генах. Мало ели — выросли мелкими — превратились в хоббитов. Загорели под солнцем — стали смуглыми — превратились в негров.

Эру не Ауле, Эру не ошибается с демографией. Он просто меняет параметры системы под свои нужды. В конце концов, это его мир.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Страницы ( 6 из 6 ): « Предыдущая1 ... 45 6