Планета Ламарка: птицезавры, или моллюски, покорившие сушу и небо

Продолжаем наш рассказ про подозрительно землеподобную биосферу другой планеты.

Второй ветвью потомков «червя»-билатерии были существа, почти во всём схожие с земными моллюсками. Их общий предок напоминал кольчатого червя, в какой-то момент отрастившего себе прочную раковину. Взрослая форма вела малоподвижный или вовсе неподвижный образ жизни, расселение происходило за счёт мелких планктонных личинок.

В подобные протомоллюски Ламарк записал усоногих, которые на Земле являются ракообразными. (В чём-то Ламарка можно понять, ведь существуют гуидаки, и вот они-то как раз стопроцентные моллюски.)

Прочная раковина, скрывающая под собой уязвимое нежное тельце, и мясистая «ножка» c присоской — таким было существо, от которого произошло всё последующее разнообразие моллюсков. Часть видов продолжала развивать неподвижную взрослую форму, часть снова стала активно ползать по дну, часть научалась парить в толще вод, а кто-то и вовсе утратил раковину, или убрал её внутрь тела. Сразу обращает на себя внимание следующий момент — хордовые у Ламарка произошли от моллюсков, то есть, по сути, являются моллюсками. Впрочем, в 18 веке некоторые натуралисты относили ланцетников к слизням, так что это даже неудивительно.

[Вообще, развитие моллюсков в сторону рыбоподобных существ нередко встречается в работах, посвящённых спекулятивной эволюции. Вспоминаются baleen-squids из мира Spec или Rhombosepidae из книги «Demain les animaux du futur».]

Часть инопланетных моллюсков освоила активное плавание, и у них стал развиваться внутренний каркас для крепления мышц, прочный и гибкий одновременно (протохорда). Начался процесс «хордовизации» моллюсков, т.е. перехода от сокращений мантии и водомётного сифона к плаванию за счёт изгибов туловища и взмахов «хвостом», с постепенной трансформацией мантии в набор мясистых мускулистых плавников. В качестве промежуточных форм можно предложить аналоги нектокариса и туллимонстра, а не пикайю или метасприггину, как на Земле. Скорость помогала хищникам и тем, кто спасался от хищников, началась очередная эволюционная гонка вооружений. В результате у хордовых появился внутренний скелет и полноценный челюстной аппарат — всё это на базе изначальной моллюсковой анатомии.

Именно эти продвинутые рыбомоллюски, обладающие скелетом, челюстями, плавниками и хвостом, дали начало тетраподам, которые, в итоге, сумели колонизировать сушу вслед за растениями и насекомыми.

Первыми из сухопутным тетраподов были изначальные амфибии, часть жизненного цикла которых всё ещё проходила в воде; от этих палеоамфибий произошли змеи. На Земле ноги утрачивались червягами, змеями, амфисбенами и различными ящерицами (много раз). Ламарк считал, что все безногие рептилии произошли от червяг, т.е. от амфибий, постепенно утративших водную личиночную стадию.

Потом от амфибий произошли уже чисто сухопутные четвероногие яйцекладущие моллюски, местные аналоги рептилий. Млекопитающих Ламарк тоже относил к рептилиям. Если говорить о планете Ламарка, то все тетраподы будут рептилиями, кроме змей (отколовшихся раньше) и немногочисленных палеоамфибий, в значительной степени вытесненных неоамфибиями, земноводными млекопитающими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Страницы ( 4 из 8 ): « Предыдущая123 4 56 ... 8Следующая »