Самодостаточные коллективы Бурланкова

И, наконец, его концепция цивилизационных ойкумен и мировых войн («подождите еще, вот когда будут освоены океаны, а в Северной Африке возникнет новое мощное государство — лет через двести — мировые войны будут совсем другими…«).

Вмещающий цивилизацию макрорегион можно образно представить в виде гигантской чаши, края которой образованы труднопроходимыми естественными препятствиями, типа гор, морей, пустынь. Со стенок всё стекает на дно, и выбраться из такой «чаши» непросто. Содержимое чаши — это и есть ойкумена той или иной цивилизации, весь известный мир от края до края, от «восточных гор до западного моря«.

«Тогда как на мой взгляд, следует выделить «цивилизацию» прежде всего как ЗАМКНУТОЕ сообщество, которое практически самодостаточно (на всех выше перечисленных планах) и может в принципе существовать без других сообществ.

Такое чаще всего возникает в условиях природной отделенности от других сообществ. При этом контакты между цивилизациями хотя и могут быть — но они случайны и не принципиальны ни для выживания, ни для развития цивилизации…

Если народ как-либо попадал в одну из этих [географически обособленных] областей, он отделялся от других и был вынужден так или иначе выживать на окружающей его территории, не завися от контактов с другими, ибо эти контакты требовали серьезных усилий…

Однако в отличие от Тойнби, мы полагаем, что народы, появляющиеся на территории этих замкнутых групп, не остаются постоянными и не являются прямыми предками друг друга. Т.е., туда попадают «племена», или дружины — из других регионов, иногда завоевывают всю «цивилизацию», иногда на ее территории происходит ожесточенное столкновение между разными «группировками», как, скажем, в Средиземноморье (да и в любой цивилизации), и лишь отчасти тех, кто обосновывается на той же территории в новый период, можно считать наследниками прежних народов. Хотя как правило, генетически состав меняется не сильно — пришельцев, именно в силу замкнутости рассматриваемой области, не может быть много. Так, несмотря на завоевание испанцами, Латинская Америка генетически сохранила гаплогруппы индейцев.

Но если таких волн много, то раз за разом, за сотни лет (капля камень точит), может произойти и почти полная смена состава.

Дальше, тем не менее, в развитии, цивилизации начинают взаимодействовать. Переваливают через разделяющие рубежи — и дальше многое зависит от состояния того общества, что образовалось во «вмещающем ландшафте». Если там общество централизованное — то будет мелкий набег. Если там общество в раздрае — даже малый набег может привести к серьезному хаосу и полной смене цивилизации».

«Тут был интересный момент «столкновения цивилизаций». Как уже было сказано, каждая цивилизация внутри себя общается куда сильнее (в том числе, и военным образом), чем снаружи, и внутри вырабатываются некоторые общие принципы ведения боев, при этом, никак не согласованные с аналогичными «военными системами» других, дальних соседей.

Потому при столкновении уже между «цивилизациями» то, за кем окажется успех — часто вещь достаточно случайная».

Дальше он делит войны на мировые и феодальные. Феодальные сводятся к поглощению слабых соседей и экспансии усилившейся державы. Мировая война — это война за передел известного мира, война в масштабах ойкумены, когда сталкиваются несколько независимых и сопоставимых геополитических центров. Используя термин Каутильи, такая война затрагивает весь круг держав, Раджамандалу (*, **). Такие мировые войны ведутся с максимальным напряжением сил и потому являются двигателем прогресса, и не только в военной сфере.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Страницы ( 13 из 18 ): « Предыдущая1 ... 1112 13 1415 ... 18Следующая »