Самодостаточные коллективы Бурланкова

Я привёл краткие определения автора, теперь будет мой собственный пересказ центральной идеи его концепции, как я её понял.

1. Чтобы исследовать систему, в данном случае, систему человеческой истории, нам сначала нужно определить минимально возможный самодостаточный элемент, самодостаточный коллектив. У Бурланкова это первый этап, «племя». Внутри себя племя может делиться на рода, семьи и так далее, но это уже не самодостаточные элементы. Один человек не является самодостаточным: он и прокормить-то себя сумеет с трудом, и точно не сможет размножиться. Его «гарантийного» срока хватит в лучшем случае на десятки лет. У индивидуума отсутствует «четвёртое измерение», протяжённость во времени: с точки зрения истории, люди — однодневки. Семья способна к размножению, но взятая сама по себе, неизбежно выродится — или разрастётся до племени кровосмесительных ублюдков. «Племя», в данном случае, это минимальный самодостаточный коллектив, обладающий протяжённостью во времени, способный поддерживать своё существование за счёт регулярной смены поколений. В практическом смысле для этого нам потребуется хотя бы несколько десятков пар.

Племена — это одноклеточные организмы исторического процесса. Племена приспособлены к окружающим условиям и к своему типу хозяйствования. Адаптация к новым условиям на уровне племён происходит очень медленно, и возможна только тогда, когда сами условия меняются постепенно. Если условия резко изменятся, племя, скорее всего, вымрет. Но в благоприятных условиях численность племени растёт. Так как ресурсы на занимаемой территории ограничены, разросшееся племя размножается делением или почкованием — часть родов переселяется на соседнюю территорию, если она ничейная или если оттуда удалось согнать предыдущих владельцев. Так, вымирая, размножаясь и соперничая за территорию, живут племена — и так жило человечество, пока оно целиком сводилось к этому этапу.

Отсюда получаем, что два главных признака самодостаточного коллектива — это теоретически неограниченная протяжённость во времени (племя живёт, пока не вымрет или не будет уничтожено) и способность к размножению, т.е. к воспроизводству своей структуры. Например, племя способно породить племя.

Дальше речь идёт о конкретных особенностях этой стадии. Все взрослые женщины в племени обладают навыками женщин племени, все взрослые мужчины являются носителями мужских навыков, тут всё просто. Естественно, люди не равны, поэтому у один что-то получается лучше, чем у других. Племя, в принципе, может позволить себе содержать по специалисту в каждой необходимой области, типа шамана (специалиста по общению с духами) или вождя (специалиста по управлению). При этом вождь — это вождь, потому что племя готово видеть в нём вождя и согласно с его решениями.

2. Самое интересное происходит на второй стадии, где зарождается «жречество». Из племён выделяются специалисты по изучению окружающего мира, занимающиеся анализом и сбором информации. Эти специалисты образуют отдельное профессиональное сообщество, но при этом не обеспечивают сами себя, а нуждаются в том, чтобы их кормили и охраняли. Либо шаманы разных племён (по принципу 1 племя = 1 специалист) каким-то образом находят общий язык и объединяются, либо в процессе деления племена и роды сохраняют связь между собой, и шаман со старейшинами изначального племя остаются авторитетами для новых племён, пока, постепенно, ядро изначального племени не трансформируется в профессиональный жреческий коллектив.

Теперь общественная структура выглядит так: у нас по-прежнему есть племена, которые, в принципе, живут так, как жили раньше, но теперь они входят в объединение более высокого уровня, и часть добываемых ресурсов они тратят на поддержание общего для этого объединения жречества. По Бурланкову, это уже «народ» — совокупность коллективов с общими святынями/жрецами.

Зарождение и выделение жречества — это то событие, которое сделало возможным всю дальнейшую человеческую историю, аналог появления многоклеточных организмов в ходе эволюции жизни на Земле. Социальный организм обрёл мозг, обрёл память, что сделало возможным экспериментальное изучение окружающей среды и долговременное стратегическое планирование. Любимый пример Бурланкова — священные стада и заповедные рощи, как результат рационального экологического мышления, основанного на многовековом опыте. Сохранение участков нетронутой природы, пусть небольших, позитивно сказывалось на вмещающем ландшафте в целом. А с другой стороны, «священные», принадлежащие богам ресурсы являлись неприкосновенным запасом на чёрный день, что повышало выживаемость общества в целом.

В результате успешной работы НИИ каменного века постепенно развилась архитектура, наука и сельское хозяйство. Именно у жрецов было время и возможность заниматься селекцией растений и животных, так как их обеспечивали ресурсами со стороны, и в их распоряжении всегда был неприкосновенный семенной и племенной фонд. Первые «рабы» — это работники при храмовом хозяйстве. И так далее.

Это была эпоха могущества брахманов, золотой век родоплеменного общества, к социальной структуре которого в конечном счёте сводятся «коммунистические» утопии — эгалитарное объединение рабочих коллективов, в котором все трудятся на общее благо и зарабатывают уважение своими профессиональными навыками, и стоящий над ними всеми управляющий коллектив, совет мудрецов-учёных-законодателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Страницы ( 4 из 18 ): « Предыдущая123 4 56 ... 18Следующая »