Пространство прогнозов. Четыре версии будущего

2016

Книга «Четыре будущих: жизнь после капитализма», написанная Питером Фрасом («Four Futures: Life after Capitalism» by Peter Frase) для социалистического издательства «Jacobin» в 2016 году, на основе его статьи 2011 года.


Кратко перескажу тезисы. Опять же, матрица 2х2. Две главные темы будущего — автоматизация труда и возможный экологический кризис/нехватка ресурсов.

Автор выстраивает оппозиции так:

«Технологии (автоматизация, ИИ и т.д.) позволят решить проблему с ресурсами и экологией, обеспечив тотальное изобилие для всех: да — нет».

«Иерархическая структура капиталистического общества с присущим ему классовым неравенством сохранится: да — нет».

Соответственно, квадраты образуются следующие:

1. Коммунизм. Технологии обеспечивают изобилие, капиталистическая структура исчезает.

Всё у всех зашибись, каждый человек занимается тем, что ему нравится, стирается грань между работой и отдыхом, труд как потребность. У каждого человека есть доступ практически ко всем знаниям человечества. Взаимозачёты — на основании репутации/благодарностей (выросшей из криптовалют типа dogecoin, «собаченек»). Что, естественно, не исключает интриг, политической борьбы и т.д. Но в целом, «вкалывают роботы, а не человек».

2. Рентизм. Технологии могут обеспечить изобилие для всех, но капиталистическая структура не исчезает.

Процветает копирайт, брендинг и патентное право. Старый капитализм потерял смысл (люди не работают, роботы способны произвести всё, что нужно, включая других роботов), поэтому возникает рентизм — люди, которые требуют, чтобы им платили ренту за право воспроизводить определённые паттерны, которые им принадлежат. Теперь объектом собственности являются не вещи, как таковые, а информация о вещах. И владельцы этой информации никогда не допустят, чтобы люди получали доступ к ресурсам просто так, даже если всем на всё хватает. «Моральные соображения» заставят финансовую элиту отчаянно бороться за сохранение своей власти.

Здесь есть жирные буржуи, которые получают ренту со всего, что производится машинами. Есть люди, которые вкалывают непосредственно на буржуев. Это: 1) творцы, которые выдумывают вещи, с производства которых буржуи получают ренту; 2) маркетологи, которые убеждают население покупать бренды соответствующей компании; 3) юристы, которые разрешают споры между разными компаниями и собственниками (постепенно заменяются на ИИ); 4) силовики, которые охраняют буржуев и обеспечивают им власть над населением.

Главная проблема этого общества в том, что население в значительной степени состоит из людей, которым нечего продать, так как их труд ничего не стоит. При этом, они не голодают (изобилие). В общем, каким-то образом этих людей приходится обеспечивать средствами, чтобы они покупали вещи, права на которые принадлежат буржуям, чтобы буржуи получали свою ренту; но кормить их на халяву никто не хочет, ибо капитализм.

3. (Эко)социализм. Техника не смогла обеспечить всеобщее изобилие, капиталистическая структура исчезает.

Людям пришлось затянуть пояса, сократить потребление и вкалывать на важных общественных проектах по ликвидации последствий неуёмных трат предыдущих эпох. Разумная умеренность, рационально организованная жизнь. «Корпус Экологической Реконструкции», талоны на доступ к общественным благам. Элементы рынка возможны, но в основном в виде автоматической (осуществляемой примитивным ИИ) настройки цен на доступ к дополнительным услугам в зависимости от текущего спроса.

4. Экстерминизм («истребизм»). Техника не смогла обеспечить всеобщее изобилие, капиталистическая структура сохраняется.

Тут царит полный Торманс (из «Часа быка»), «Элизиум» и фильм «Время» (In Time) c Тимберлейком. Значительная часть населения живёт в жуткой нищете, а элита окопалась в своих анклавах под охраной. Очевидное противоречие — что мешает охранникам раскулачить буржуев и самим стать буржуями? Естественно, элитные буржуи пытаются постепенно свести количество человеческих охранников к минимуму, заменив их на роботов. Вообще, роботизация обеспечивает буржуев всем необходимым, изолированному меньшинству ресурсов пока хватает. В сущности, нищеброды больше не нужны. Вообще. Они перестали быть источником трудовых ресурсов и потребителями товаров, капитализм в них больше не нуждается. И задабривать их больше не надо, они не способны противостоять элитариям с их роботизированными машинами смерти. Бедные люди просто живут и потребляют ограниченные ресурсы. Меньше народу — больше кислороду. Сокращение неэффективных может принимать разные формы, более явные (роботы-убийцы) или более тонкие (голод, эпидемии, яд в пище), быть целенаправленным или почти случайным, быстрым или растянутым во времени. Но суть всегда одна.

 

Дальше автор пишет, что эти будущие могут быть разными этапами одной истории, в самых разных сочетаниях. Ну например — капиталисты наконец-то перебили всех неэффективных, и генетически одарённые дети элитариев вырастут в богатом, свободном и безопасном мире, где всем всего хватает, и труд — это радость и творчество. Автор предлагает нам задуматься о моральной оценке такого варианта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Страницы ( 6 из 7 ): « Предыдущая1 ... 45 6 7Следующая »