Как дед Юйгун гору срыл, а Горянин передвинул реку

Но против этой версии у нас возникает довольно весомое возражение. В отличие от Дули, упомянутые в газете река Большой Ик и деревня Назаркино совершенно реальны, их легко можно найти по картам Гугла (да, я маньяк). К сожалению, спутниковые снимки сделаны зимой, но что-то понять можно — в центре, с севера на юг, течет Большой Ик, слева дворы деревни Назаркино, внизу мост через Ик. Если полазить, порассмотреть, ещё приблизить картинку, то читается и старое русло реки, которое изгибается и упирается в деревню, и узкий канал, который идёт через рощу и спрямляет реку. Если это то, о чём я думаю, то можно сказать — дело рук Сергея Кузьмича Горянина видно даже из космоса.

Итак, по крайней мере в своей ландшафтно-географической части рассказ правдив. (Стоит прислушаться к мистическими воззрениями Михаила Речкина — кто знает, вдруг он и вправду считал сюжет реальной истории с информационного поля Земли. :))

Но я чувствовал, что статья 92 года — это ещё не оригинал, за ней стояло что-то ещё. Так и оказалось — поиск установил, что изначально эта история была изложена в книге 91 года, откуда репортёр взял почти все факты и всю последовательность событий. Короче, я взял эту книгу в библиотеке… (да, я маньяк).

Итак, Михаил Чванов, «Корни и крона. Я был в Аксакове», Башкирское книжное издательство, Уфа, 1991 год. (Кстати, это тоже оттуда.) Да, там приведена самая полная и подробная версия истории (автор называет её легендой-былью), а главное, её, наконец, можно поместить в контекст.

Что такое контекст? Ну представьте, что в этой истории описаны события 90х. Какой в ней увидят смысл? Честный советский ветеран и бездушные россиянские чиновники, он защищал родную землю, как тогда, на войне, он был один, всем было плевать, но он снова победил. На самом-то деле, действие происходит в советское время, с 72-го по 82-й год. Автор — типичный «деревенщик», почвенник-консерватор, так что его тема — противопоставление настоящего, народного, русского, с одной стороны, и гнилого «советского» — с другой. Книга писалась во времена перестройки, когда было уже можно, поэтому автор позволяет себе выпады и в адрес Троцкого, и в адрес Берии, и в адрес Луначарского. (А уж Министерство водного хозяйства СССР он попросту ненавидит и считает воплощением зла и антисистемой.)

А так звучала изначальная, авторская мораль истории про старика и речку:

«Вот вам пример столкновения двух нравственностей — ещё живущей народной и нравственности «героев» великих строек, революционных «преобразователей природы».

Ну как — смогли бы вы по этой концовке реконструировать суть легенды? 😉

Дошло дело и до сканов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 5 из 9 ): « Предыдущая1 ... 34 5 67 ... 9Следующая »