Как дед Юйгун гору срыл, а Горянин передвинул реку

Я, конечно, не могу оценить контекста китайской сказки, я не китаец. Но я вижу в ней особый смысл. В конце концов, сказки рассказывают не только простолюдинам, и кто знает, кем станет мальчик, слышавший в детстве притчу? Юйгун демонстрирует славное упорство в достижении цели, но поведение Небесного Императора задаёт ролевую модель для обладателя власти. Прислушивайся к тому, что говорят и делают твои подданные. Если им действительно что-то надо, если они сами проявляют инициативу — присоединись к ней, помоги им, что тебе стоит? «Изумительно!» — сказал Небесный Император, потому что поступок Юйгуна его растрогал. А ведь на своей территории каждый мелкий начальник подобен верховному божеству.

Впрочем, русская быль действительно глубже китайской сказки, потому что действие происходит в нашей стране, и победой Горянина история не заканчивается.

Горянин 05

А это и есть авторская мораль, противопоставление нравственности русской и советской. Русский человек в одиночку дрался за безнадёжное дело и победил; а советские «герои-ударники» присвоили себе его труд и славу, под это дело украли у государства десятки тысяч советских рублей, ну и русскому дураку пять червонцев от щедрот отстегнули. И ещё грамоту «Победителю социалистического соревнования» вручили — дураки вроде как это дело любят, а умным подобного добра не жалко.

…Впрочем, все эти «прорабы великих строек» никуда не делись, разве что наглее стали. И голоднее.

Зато вышеприведённая концовка из книги Чванова позволяет нам сформулировать третью версию.

Итак, в первой версии всю историю выдумал писатель Михаил Речкин для своего рассказа «Дулина протока«, в 1983 году. У него этот сюжет скатал Михаил Чванов, который переместил действие на реку Большой Ик и попытался представить байку, как реальный случай. Журналист Благодаров содрал всё из книги Чванова, но придумал ряд новых красочных подробностей.

По второй версии, в книге Чванова упоминаются события, которые действительно происходили в деревне Назаркино с 1972 по 1982 год. Из книги о них узнал журналист Благодаров, который затем решил съездить на родину Горянина и посвятить ему статью. Речкин случайно выдумал похожий сюжет в 83 году — вполне возможно, что до него тогда доходили какие-то слухи, о чём он впоследствии забыл.

Третья версия — это очевидная версия института «Башгипроводхоз» Минводхоза СССР. К ним поступали жалобы местных жителей, они составили проект, внесли его в план, выделили средства, прислали строительную технику — бульдозеры, самосвалы, эскаваторы — вырыли канал, насыпали плотину, пустили реку по новому руслу. А если и был какой-то местный старичок, то он не мешал, помогал даже. И вот их-то, сотрудников Минводхоза, из каких-то своих националистических соображений оклеветал Чванов, а Благодаров повторил его враньё.

И, в качестве эпилога, особое башкирское мнение, с которого автор начал:

«Неизвестно, когда она родилась, но вдруг из уст в уста в окрестных деревнях стали передавать якобы рассказанную столетней старухой легенду о том, что воду в этом месте ни за что не остановить, а если это кому-нибудь удастся, то этот человек совершит большое зло, потому что река рано или поздно всё равно разрушит преграду на своём пути и принесёт горе людям. Кстати, точный смысловой перевод слова «буа», обозначающего в башкирском языке понятие «плотина», — удушение. То есть построить плотину — удушить реку».

Русские люди воюют с реками — а зачем воевать…?

Да, и теперь о том, почему я считаю, что полная версия истории лучше обрезанной.

Что самое примечательное в канонической версии истории Горянина? Герой существует в абсолютном сюжетном вакууме. Да, ему помогает и его поддерживает жена, сама по себе героическая женщина, но её образ передан такими спокойными красками, что многие читатели её попросту не заметили. В остальном, складывается ощущение, что эта история вполне могла происходить на необитаемом острове. Такой, знаете, рассказ о выживании, человек против природы, схватка один на один. Мне кажется — это моё личное мнение — что в этом и проявляется наш пессимизм. Конечно, каждый человек — это остров, но живём-то мы не на острове, а среди других людей!

За тем же Юйгуном стоит его род. Пусть он трижды глупый дед, но он старший в семье, у него есть дети и внуки, и когда он приказывает копать, они копают. Помимо всего этого, вселенная Юйгуна не пуста — в ней есть духи, боги, есть верховное божество, Небесный Император.

Представьте, что мы решили превратить историю Горянина в поучительную историю в псевдофэнтезийной оболочке. Сделать из неё этакий «кейс», условную ситуацию, на которую можно ссылаться в процессе тренинга… (О, сколько нерусских слов! Не пробегал ли здесь и коучинг?) Ну, раз уж отрывки из вышеупомянутой статьи всплывали на сайтах вида «Помоги себе сам», «Истории успеха», «Создай своё дело», это ведь само собой напрашивается?

[Я имею в виду нечто вроде «Полководца» Владимира Тарасова (1, 2). Вроде бы автор там какой-то очередной гуру самосовершенствования, и повесть эта — краткое изложение его учения, замаскированного под фэнтези. Но меня «Полководец» порадовал именно как фэнтези, при всех своих минусах… короче, не о «Полководце» сейчас речь, а о том, что мне симпатичны сюжеты про мудрецов и стратегов, даже если их пишут сумасшедшие.]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Страницы ( 8 из 9 ): « Предыдущая1 ... 67 8 9Следующая »