Тело. Движение и воображение. §2

И всё это — все эти изменения в концепциях понимания телесности, отношений с миром, с самим собой, с общим информационным полем и т.д., всё это не просто современные тенденции, это результат работы эволюции. Ибо эволюция человеческого вида — эволюция разума, эволюция сознания, продолжается.

И во многом она выражается в попытках давать всё новые и новые интерпретации вещам, которые останутся для нас неизменными, пока мы живые и мы люди.

«Архетипическое содержание выражает себя, прежде всего посредством метафор. Если такое содержание говорит о солнце и отождествляет с ним льва, короля, клад золота, охраняемым драконом, или силу, способствующую жизни и здоровью человека, то это ни одно и ни другое, но неизвестное, которое находит более или менее адекватное выражение во всех этих сравнениях и тем не менее — к нескончаемой досаде интеллекта — остаётся неизвестным, и его невозможно подвести под формулу. По этой причине научный интеллект всегда склонен к важничанью своей просвещённостью в надежде изгнать этот призрак раз и навсегда. Назывались ли эти попытки эвгемеризмом, христианской апологетикой, просветительством в узком смысле или позитивизмом, за этим всегда скрывался миф в новом и приводящем в замешательство облаченьи, миф, который, следуя древнему и почтенному образцу, объявлял себя конечной истиной. На самом деле мы никогда не сможем законно ограничить выход нашего архетипического основания, если не готовы поплатиться за это неврозом, равно как и не можем отделаться от нашего тела и его органов, не совершив самоубийства. Но если мы не можем устранить архетипы или же обезвредить их, то на каждой новой ступени, достигнутой цивилизацией в дифференциации сознания, мы сталкиваемся с задачей поиска новой интерпретации, приемлемой для данной ступени, с тем чтобы связать все ещё существующую в нас жизнь прошлого с жизнью настоящего, которая угрожает ускользнуть от этого. Если же такое связывание не происходит, возникает разновидность сознания, более не ориентированного на прошлое, сознания, беспомощно уступающего любому виду внушения и фактически восприимчивого к психическим эпидемиям. С потерей прошлого настоящее утрачивает своё значение, ценность и способность к переоценке; то же происходит и со спасителем, ведь спаситель сам по себе либо лишён значения, либо же возникает из лишённой значения вещи. Снова и снова в «метаморфозах богов» он возникает как пророк или первенец нового поколения, причём неожиданно появляется в самых невероятных местах (возникая из камня, Дерева, борозды, воды и т.п.) и в двусмысленной форме (мальчик-с-пальчик, карлик, младенец, животное и т.д.).»

К.Г. Юнг «Трикстер»

Наше будущее — это мир собственных мифов. Будущее, идущее за ним, — новый этап мифологического сознания, когда образы нашего воображения будут ходить рядом с нами по-настоящему (что бы это слово ни значило).

Итак, вернёмся к тому, как именно мы понимаем, что происходящее с нами — наш собственный миф, что мы включились в какую-то последовательность, в структуру и теперь идём по нити в лабиринте? В этом нет ничего плохого, если мы знаем, что с нами происходит в данным момент. Вообще, знать, что с тобой происходит в данный момент, крайне полезно во всём. Но дело в том, что сознание, воспринимая это, понимает происходящее с опозданием, как мы уже выяснили. Понимает это, когда диалог с самим собой идёт полным ходом. Ощущения более непосредственны, но вот именно на них мы часто не обращаем внимание.

«…язык тела есть инструмент осуществления коммуникативной функции между сознанием и подсознанием в процессе воспроизводства мифа».

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Вот, чему учат на телесно-ориентированных практиках в первую очередь: отдавать отчёт в том, что сейчас происходит, что ощущает тело, что оно делает, что с ним творится. Что я ощущаю, что я делаю, что со мною творится.

И лишь на следующем этапе, когда осознанность становится привычкой, можно начинать вести игру. Потому что лучший способ спроецировать и понять миф — сыграть его.

Я приведу цитаты (поскольку пересказывать это своими словами я не вижу смысла) из всё той же «Психосемиотики телесности», описывающие понимание игры, с которым я согласна в наибольшей степени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 11 из 14 ): « Предыдущая1 ... 910 11 121314Следующая »