Тело. Движение и воображение. §2

«Вспомним, что понятие телесности человека не сводимо к представлению о теле как организме. Это ещё и мир символов, ассимилированный в теле. Отделение одного от другого может происходить только в особом организованном пространстве — пространстве символической игры. Культы, миф, религия, поскольку они человеческого происхождения, равно как и искусство, уходят своими корнями в бытийные феномены игры, ведут своё происхождение из игровой способности человеческого рода.

Всякая игра целесообразна. В соответствии с целями и коммуникативными стратегиями играющих можно выделить четыре типа игр: игру-состязание, игру-маскарад, игру-разгадку и игру-сказку.

…Игра-состязание, или «агональная» игра, суть которой состоит в борьбе за что-нибудь с целью добиться победы, доказать своё превосходство.

[…]

Игра-маскарад заключается в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играющего субъекта. Целью игры в этом случае является манипулирование партнёром, зрителями, публикой, управление ими желательным образом. Материальная имитация человека — симулякр — одна из таких игр.

[…]

Игра-разгадка состоит в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой сущности человека, события, загадочного объекта.

[…]

Игра-сказка — это уход в иллюзию от обыденной обстановки, компенсация серьёзности повседневной жизни. Цель её состоит в психической разгрузке, уходе от действительности, гедонистических переживаниях, иначе говоря — в самоманипулировании.

[…]

Психологическое пространство естественно включает в себя пространство тела человека, хотя выходит за его пределы благодаря включённости в переживания телесности тех предметов, которыми человек овладел. Освоенные предметы (знаки) перестают обозначать границу Я и не-Я, перестают восприниматься как сопротивляющиеся, становясь своими, естественными для психологического пространства. Активность Я протекает в пространстве игры, которое наполняет сознание человека знаками, используемыми им для организации смыслового поля своего существования. Работа Я по созданию смыслов приводит к обозначению границ индивидуального семантического пространства знаков, в котором может, хочет и умеет жить человек. Приобретая ипостась знака в игре, тело освобождается от собственного своемерия и, тем самым, расширяет границы Я

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Когда мы говорим о том, что прожить миф можно, играя в него, мы говорим о комбинации двух последних типов игры — о сказке и разгадке. Рассказывая себе сказку, которая имеет последствия для реальности (на самом деле, любая «настоящая» сказка всегда имеет такие последствия), мы приближаемся к разгадке того, кем являемся, как мы действуем и что храним в своей памяти (в том числе, телесной).

Давайте вспомним о зонде, а также о том, что тело является универсальным зондом, через который мы познаём мир и себя в нём.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 13 из 14 ): « Предыдущая1 ... 1112 13 14Следующая »