Тело. Движение и воображение. §2

Вот то, что мы часто называем мифологическим сознанием. Не все до конца понимают, что первобытный человек не придумывал мифы, сказки, богов, духов и так далее. Он жил среди этого. Другой картины мира просто не существовало. И изменилось это вовсе не с окончанием неолита. Мифологическое сознание преобладало ещё в Средневековье, и перемены стали происходить лишь с началом того, что мы называем Ренессансом. Сегодня мы можем переключаться между мифологическим сознанием и научным. Но только потому, что нам вообще есть между чем переключаться. При этом, если мы не умеем пользоваться этой способностью к переключению сознательно, мы не застрахованы от внезапного провала в мифологическое сознание, например, в случае опасности или слишком высокой степени неопределённости ситуации. Происходит это потому, что мифологическое сознание — состояние по умолчанию. Мы получаем альтернативу ему только с возрастом, сознание маленьких детей же во многом подобно сознанию первобытного человека. Они не «придумывают», «воображают» или «притворяются», они действительно живут среди того, что создано их воображением.

Взрослый человек тоже так может, если захочет. Но только осознанное применение этой способности даёт гарантию адекватной реакции на ситуацию и окружающий мир и, в конце концов, безопасности.

Если сознательно мы можем переключаться между двумя «режимами», то наше подсознание мифологично в принципе, другого состояния оно не знает. Живущие и процветающие в нём химеры действительно могут быть опасны, если вы никогда не набирались смелости взглянуть им в глаза, если вы не знаете, что за тени бродят по ландшафтам вашей внутренней бездны, если вы заперли их за стеной, через которую они всегда проникают. Просто, если вы не желаете их знать, они проникают в ваше сознание без вашего ведома.

В общем, если вы исключили из вашей картины мира вашу собственную мифологию, если ваш мир прост и понятен, линеен и одномерен, то вы не хозяин самому себе, вы лишь так думаете.

«В зависимости от акцента на различных аспектах отношения субъекта и объекта различают последовательные уточнения картины мира.

Классический мир — прост и приятен. В нём объект непосредственно дан субъекту, который волен беспрепятственно изучать и преобразовывать его.

Мир стал неклассическим, когда открылась чуть ли не определяющая роль инструментария («посредника») в формировании представления об объекте. Воздержимся от хрестоматийных примеров квантовой физики. Но заметим, что предмет методологии, в том числе, СМД-методологии* — МЕТОД — именно упомянутый посредник и есть.

Тщательно маркируя границы «посредника», субъект в конце концов видит, что представление об объекте существенно зависит и от его, субъекта самого по себе, внутреннего состояния. Так рождается пост-неклассика; по-новому «преломляется» мир.

***

Таким образом, сегодня в «карту мир» человека приходится включать и своё внутреннее устройство, свой внутренний мир. Внешний и внутренний миры рядополагаются. Такова новая, пост-неклассическая онтология, современное представление об устройстве мира, очередной шаг к единой картине мира

(*Системомыследеятельная методология. Разработка Московского методологического кружка.)

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Формирование собственной интерпретации общего мифологического пространства (так же как формирование собственной интерпретации общего понимания объективного (научного) описания окружающей реальности) не просто жизненно необходимо, оно является потребностью и целью разума. Я люблю повторять, что это то, «зачем мы пришли на эту землю». Формирование своего собственного, ни на что непохожего, уникального компонента и изменение мира посредством этого компонента.

Через этот процесс и появляется и проявляется наблюдатель. Тот, чья уникальная интерпретация общего настолько сильна, что влияет на окружающий мир. Тот, кто пользуется этим не только бессознательно (наблюдатель, очевидно, уже не может не наблюдать; даже закрыв глаза он обращает фокус своего внимания на что-то внутри себя), но и сознательно тоже.

Итак, наблюдатель всегда имеет собственную интерпретацию общих мифов, даже если не отдаёт себе в этом отчёта.

Но что такое миф вообще? Мы все, в общем-то, понимаем значение этого слова, но на самом деле, конкретного определения у него нет. Одна из тех вещей, которую каждый может узнать, но которую очень тяжело объяснить.

«Миф — наиболее загадочная сущность из известных (малоизвестных!) человеку. Затруднительно даже локализовать его в начавшемся разговоре. Миф — где? В культуре? Истории? Цивилизации? Рекламе? Политике? Спорте? Искусстве? СМИ? Социуме? Каждая из этих областей породила тысячи текстов по теме мифа, но они не имеют общей части. Как в «Марсианских хрониках» Бредбери — каждая «экспедиция» даёт новый пейзаж.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 8 из 14 ): « Предыдущая1 ... 67 8 910 ... 14Следующая »