Тело. Движение и воображение. §2

«Инструмент лишь тогда становится «орудием», когда он хорошо освоен и перестаёт существовать в качестве объекта, на границе с которым действует субъект. Вписываясь в схему моего тела, он транспортирует границу субъект-объектного членения к другому объекту, на который становится направленной моя активность. Пианист начинает играть не на клавишах, а музыку, художник начинает не рисовать линию, а писать картину, ремесленник — работать не с инструментами, а с объектом труда, ребёнок — не гулить, а говорить».

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Любопытно, что авторы цитаты подсознательно не могут избежать примеров, связанных, в первую очередь, со взаимодействием с материальным миром. Только ребёнок у них работает с тем, что имеет информационную природу.

Это вполне понятно: в первую очередь мы учимся обращаться именно с материальным миром, перестраивая его. Но в то же время, не замечая этого, мы учимся работать и с тем, что не материально, что может быть представлено в информационной форме, но описывает связи и отношения между объектами материального мира, а не сами объекты. Мы изучаем связи между элементами и, в конце концов, виртуозно ими овладеваем. Мы используем гравитацию или трение, даже не зная их названий, но мы оперируем ими так же, как и теми элементами, между которыми и на которые действуют гравитация или сила трения. Законы мироздания — тот самый феномен, который исчезает для нас ещё до того, как наши глаза увидят свет, потому что способность работать с этими законами заложена в нас генетически. Но что если попробовать почувствовать эти феномены снова? Сможем ли мы, отчуждая их от себя, выделяя искусственно из границ своей телесности в качестве зонда, научиться работать с ними заново, но уже так, как нам самим захочется? Не сознательно, интеллектуально, а на том же уровне, что и сейчас — подсознательном, неосознаваемым? Сможем ли мы хотя бы почувствовать это?

Сможем ли изменить мир, если попытаемся взаимодействовать с ним иначе?

Я думаю, потенциально это возможно (иначе, например, не существовало бы феномена идеокинезиса). Думаю, что возвращение к целостности на новом уровне развития выстраивает лесенку, протягивает нить, проходящую сквозь «воплощённый разум» от всего того, что соединяет нас с прошлым, до того, чем и кем мы являемся.

Я полагаю, включение в такую игру — игру построения собственного мифа, перестраивающего нас и мир вокруг нас, невозможно без перехода в состояние целостности, осознания всего себя целиком в единый момент времени, соединении со своим телом и возвращении его в состояние универсального зонда, с помощью которого мы исследуем весь мир, что окружает нас снаружи и заполняет изнутри. Мы дотягиваемся так далеко, как только способны протянуть своё влияние — фокус своего наблюдения. И границы нашей телесности смещаются, соединяя нас с миром и другими.

 

Наверное, я не зря упоминала магию, потому что где-то здесь вся тема невиртуальности и начинает выглядеть как магия. Магия — это воображение; реальные переживания, вызванные виртуальными (созданными воображением и волей человека) событиями, вещами, феноменами и меняющие субъекта, а через него — мир. И это же определение подойдёт к духовным практикам, медитациям, соматическим практикам… Каким бы способом человек не приходил к этому, в итоге результат один: меняя своё внутреннее состояние, он меняет внешнюю реальность. Мир таков, когда мы наблюдаем его; когда мы меняемся определённым образом, мир меняется в ту же сторону.

Верно ли, что эта связь двусторонняя? Конечно. Но из двух партнёров, участвующих в танце перемен, познанным, присвоенным, «моим» являюсь именно Я. Что бы это слово ни значило.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 14 из 14 ): « Предыдущая1 ... 1213 14