Тело. Движение и воображение. §2

Общее поле, которое создаётся и поддерживается во взаимодействии с другим, организуется с помощью мемов; информационное пространство, видимо, в чём-то похоже на «первичный бульон», на древнее море, в котором кусочки информации перемещаются туда-сюда и организуются в более сложные композиты. Поскольку каждая интерпретация мема уникальна и индивидуальна, мы понимаем друг друга за счёт того, что интерпретация сохраняет структуру при возможности гибкой замены элементов. Эта структура — то общее, к чему отсылает каждая итерация мема, в конце концов возвращает нас к чему-то давнему, древнему и понятному для как можно большего числа членов группы. Это то, что мы часто называем мифом.

Мифы — наш общий продукт и универсальный язык, через который мы не просто общаемся; через общий миф мы опознаём «своих», выходцев из одного племени, братьев по крови.

«Уточки первичны»: самый древний из общих мифов Евразии — миф об утках, ныряющих на дно моря, чтобы достать горсть земли и создать сушу. Мы, народы Евразии, «братья по уточкам». А ещё есть наш местный общий миф — о братьях-близнецах; миф, перепетый на сотни ладов, но братьев всегда двое, и в конце один убивает другого, чтобы создать из его тела… ну, создать что-то важное.

Мифы — продукт социальности, но они и то, что эту социальность создаёт и поддерживает, без общих мифов невозможно общество, и «общественная идея», о которой столько говорят, является мифом, разделяемым всеми членами этого общества без исключения. Тот, кто не разделяет, в конце концов, перемещается в другую группу, в такую, миф которой ему больше подходит.

Общество, не имеющее общего мифа, перестаёт быть обществом и становится случайным набором индивидов, связанных только стечением обстоятельств.

Миф — порождение и продолжение племени как социальной общности; это не просто попытка объяснения окружающего мира, ответ на вопросы, которые неизбежно возникают у разумного существа, осознающего самого себя (три главных вопроса: почему мы отличаемся от всех остальных живых существ? почему мы умираем? что происходит после смерти?); это объяснение, которое должно быть, одновременно, и разделено другими, и принадлежать самому человеку.

«…соединение чувственности и рассудка (если пользоваться терминами Канта), соединение физического и психического (говоря словами Декарта), означающего и означаемого и т.д. — всё это было бы невозможным без чего-то третьего, без совокупности условий или правил соединения. Любое такое соединение возможно только в социальном явлении или в деятельности социального существа. [Иными словами, кроме серы и ртути всегда нужна ещё и соль — О.Т.]

…Каждый из нас в любой момент времени может иметь в себе весь набор описанных выше состояний, всю эту «разбегающуюся вселенную». Когда же возникает несоответствие между степенью «реальности» предмета и степенью его «семиотичности», человек начинает смотреть на мир более субъективно (менее «семиотично»), и тогда он, во-первых, уже не может разделить свой взгляд с другими, а во-вторых, начинает одушевлять этот мир, наделять его продуктами своего воображения. Чем более субъективен взгляд, тем больше человек привносит в мир от самого себя — это ведь простая и общеизвестная мысль, вот только добраться до неё было очень нелегко.

Здесь получает обоснование и ещё одна очень простая идея: чем ближе мы к объекту, тем мы дальше от него. Наша познавательная деятельность направлена на объект, но он при нашем приближении становится всё более и более сознательным, всё более реально-идеальным. Чем пристальней мы смотрим на мир, тем больше отражаемся в нём (однако отражаемся по объективным законам сознания/мира!). Именно в этом ключе только и следует понимать старую идею о том, что первобытный человек был гораздо ближе к самим вещам, чем вы сейчас. Ведь эта идея, как теперь становится ясным, верна только наполовину: и ближе к вещам, и одновременно значительно дальше от них был первобытный человек. К тому же это были ещё не совсем вещи…»

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 7 из 14 ): « Предыдущая1 ... 56 7 89 ... 14Следующая »