Тело. Движение и воображение. §2

«Становясь «своим», внешний мир начинает терять свою плотность, растворяясь в субъекте, продвигающем свою границы вовне. Близкий мне мир внешних вещей постепенно начинает исчезать, я перестаю замечать, слышать и ощущать конструкцию моего жилища, родного города, знакомые запахи и звуки, удобную и привычную одежду и даже других, но знакомых и привычных мне людей и т.п. Этот привычный мир, образующий своего рода сложное тело, пронизан чувством причастности, «теплоты», и человек, теряющий в нём свою плотность, может вдруг её обнаружить при резком изменении окружения. Попав в новые условия быта, столкнувшись с резкими переменами, он испытывает «культурный шок», со страхом и удивлением обнаруживая забытую невыносимую плотность бытия. Размерность субъектности резко сокращается, а в мире объектов появляются, казалось бы, уже давно исчезнувшие вещи, неудобные детали, непривычные отношения, создающие ощущение враждебного, непослушного, «чужого».

Наиболее чётким критерием освоенности, сворачивания в устойчивый конструкт служит само исчезновение феномена, которым я начинаю пользоваться, не испытывая никаких затруднений, и само существование которого становится для меня неявным.»

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

И эта реакция на чужое окружение, на изменившиеся условия объясняется проявлением инстинкта выживания. Даже близкие люди всегда остаются не до конца понятыми, даже для них в наших глазах возможно непредсказуемое поведение. «Чужое» же непредсказуемо в ещё большей степени и автоматически в первую очередь трактуется как потенциально опасное, а значит, требующее повышенного внимания, осторожности и аккуратности.

Вот первое, что мы всегда знаем о другом (о чужом), — он потенциально опасен.

Этим инстинктом мы должны бы руководствоваться в своей жизни каждый её миг, но это не совсем так. Мы осторожны — и мы любопытны. Это связано с тем, что в процессе эволюции наш вид, становясь разумным, был вынужден сохранять детские черты. Вынужден… Эволюция сделала нам подарок в виде неотении, и, возможно, без неё, без сохранения любопытства, жажды познания, доверчивости, стремления к исследованиям и, что особенно важно, к игре, разум в принципе невозможен. А все эти качества практически несвойственны взрослым особям. Но они свойственны нам, нашим ближайшим родственникам — человекообразным обезьянам, слоновьим, китообразным, некоторым птицам и домашним животным, которые были нашими компаньонами многие тысячелетия.

Собакам, например, также свойственны многие черты, которые есть у волчат, но отсутствуют у взрослых волков; кошки общаются со своими хозяевами с помощью той же сигнальной системы, к которой они прибегали для общения со своей матерью, будучи котятами; мы распространяем неотению на всё, что становится нашим.

Поэтому другой для нас не всегда в первую голову опасен; намного чаще он нам любопытен. Другой — это потенциальная возможность узнать что-то про самого себя, узнать — и включить это в свои границы.

Прежде чем мы научимся чему-то ещё, мы будет узнавать себя, глядя в зеркало, которым будет для нас другой.

«Понимание сознательного Я не как истинного субъекта позволяет пересмотреть декартовское доказательство онтологии субъекта. Для Декарта субъект — прежде всего рациональный субъект: Я есть Я мыслящее. …Истинность или ложность моих ощущений не имеет принципиального значения, доказательством является сам факт ощущения безотносительно к проблеме истинности — кто-то ведь всё равно должен испытывать ложные ощущения, или, в терминологии Декарта, ubi cogito — ibi sum (где мыслю — там и существую). Если признать, что место чувствования или место cogito это не место субъекта, а место его столкновения с иным, место его превращения в иное, лишь в виде которого оно может замутиться, утратив прозрачность, то более точным было бы утверждение, что Я как истинный субъект существую там, где не мыслю, или я есть там, где меня нет».

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

То есть мы существует только во взаимодействии с чем-то или кем-то, отделяя себя от партнёра по взаимодействию. Мы существуем постольку, поскольку соприкасаемся с чем-то ещё. И так, через взаимодействие, через наблюдение мы непрерывно создаём не только мир, но и самих себя.

Сломано много копий, как я уже говорила, в дискуссиях о том, познаваем ли другой в принципе. Очевидно, что до конца — никогда. Другой человек, если он остаётся человеком, не будет управляем и прозрачен никогда. Но парадокс в том, что мы этого и не хотим.

Другой нужен не для того, чтобы мы познали его, он нужен для того, чтобы мы узнали себя.

«Если бы мы не могли иметь дело с предметами в пространстве (а значит, у нас не было бы и тела), то мы не обладали бы и самосознанием.

…Но если наше тело должно постепенно выделиться из предметного мира, то это значит, что оно само должно стать объектом, который можно передать другому. Тело, разделяемое другими, как и любой объект; это — неожиданное подтверждение мысли П. Стронсона о том, что мы не обладали бы никакими внутренними состояниями, если бы не могли приписывать их другим. Наше тело всегда есть общественное тело; чтобы быть «индивидуальным» и «реальным», оно должно быть идеальным (т.е. введённым в общественное сознание, общественным), а идеальное тело появляется исключительно в обращении к другому и как предмет, который можно воспроизвести для другого. Иными словами, для появления идеального тела необходима работа семиотического механизма, механизма децентрации. Это, в свою очередь, означает, что децентрация есть не только удаление от тела, но в равной степени и приближение к нему.»

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Другой нужен нам для того, чтобы мы создали с ним общее пространство и внутри этого пространства отделили себя от него. Это общее пространство возможно потому, что другой отличается от феноменов природы прежде всего тем, что сам познаёт в ответ.

Единственный из всех, он отвечает нам, когда мы тянем к нему фокус своего наблюдения. Он наблюдает нас, и тогда мы начинаем существовать в полной мере.

Будучи наблюдаемыми, мы становимся наблюдателями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 5 из 14 ): « Предыдущая1 ... 34 5 67 ... 14Следующая »